Окно в Париж

27.08.200100:00

В России начали выпускать французские и итальянские вина. Компании-производители пытаются привлечь покупателя невысокой ценой и броской этикеткой. Но сначала им придется преодолеть предубеждения потребителя и новые налоговые правила.

Французская компания «Вильям Питерс Парк Интернасиональ» второй год разливает на заводе в Туле белое и красное вино Baron de Lirondeau. Московский межреспубликанский винный завод (ММВЗ) делает по заказу торгового дома «Кристалл-Лефортово» итальянское игристое вино Spumante, на производство которого у заказчика есть лицензия итальянской фирмы Vivache. А новая алкогольная компания «Национальный винный терминал» (НВТ) на днях начнет продажи вина французских марок La Jeunesse, Le Bouquet de Mollet и других, производимых по лицензии французского же винодельческого дома Jean-Louis Mollet. Все эти вина делаются из оригинального сырья, привезенного из Италии и Франции. И соответственно позиционируются производителями как итальянские и французские вина, несмотря на факт их розлива в России. Благо все эти сорта относятся к категории столовых вин, то есть не подпадают под жесткие требования европейских стандартов маркировки в соответствии с районом и временем сбора урожая и изготовления вина. Мнения участников алкогольного рынка о коммерческой привлекательности подобных проектов самые разные. Одни говорят о выгодности такого производства, другие сомневаются в этом.

Импортные вливания

 «Разливочные проекты» привлекательны прежде всего тем, что позволяют снизить себестоимость продукта. А в России до 70% потребления вина (20 млн дал в год) приходится на дешевые вина по цене от 60 руб. до 150 руб. за бутылку. Французское столовое вино, разлитое в России, стоит в полтора-два раза дешевле, чем импортированное. НВТ собирается продавать вышеназванные марки по цене от 70 до 130 рублей – примерно столько же стоят у нас молдавские или грузинские вина. «Вильям Питерс» продает Baron de Lirondeau по 140 рублей за бутылку (правда, в компании говорят, что местное производство несильно повлияло на розничную цену вина – вероятно, французы просто не стали снижать цены). Впрочем, «НВТ» не ждет больших прибылей от своего французского проекта. «Пока мы делаем это больше для имиджа, – говорит вице-президент компании Елена Муштак. – Объемы производства нашего вина просто несопоставимы с объемами поставок виноматериалов на российские заводы». «НВТ», расположенная в Выборге, специализируется на импорте и продажах винного сырья. Руководство «НВТ» решило развивать компанию как торгово-производственный холдинг, для чего и приобрело лицензию у одного из своих французских поставщиков, фирмы Jean-Louis Mollet. В Москве дистрибуцией продукции «НВТ» займется торговый дом «Кристалл-Лефортово», который уже закупил первую партию этого вина. «Но пока судить о потенциале этих марок рано», – говорит гендиректор «Кристалл-Лефортово» Юрий Левдонский. Другие крупные дистрибуторы с большим сомнением относятся к подобным проектам. «Нет необходимости разливать столовые вина здесь, когда за рубежом они стоят ненамного дороже, – говорит Михаил Сушинцев, заместитель гендиректора компании Vialco, занимающейся импортом французских и итальянских вин. – У нас такие проекты не вызывают коммерческого интереса». Vialco также продает грузинские вина, которые компания с 1999 года разливает на Ставрополье. Но в компании «НВТ» утверждают, что по сравнению с прямым импортом розлив французского вина в России обходится дешевле. «Львиную долю розничной стоимости вина составляют акцизные и таможенные сборы, а также затраты на транспортировку», – объясняет Елена Муштак. «Вино, которое за границей можно купить за доллар, в наших магазинах продается за 500 рублей», – говорит гендиректор ММВЗ Муса Парагульгов.

Марки ради марок

У российских производителей иностранного вина существуют свои коммерческие хитрости. Компании делают акцент на французском или итальянском происхождении вина – на соответствующем языке пишут названия марок на лицевой этикетке. А свое имя, набранное мелким шрифтом, «прячут» на задней этикетке. Таким образом компании пытаются привлечь потребителя невысокой ценой за якобы импортное вино – ведь не каждый станет вертеть в руках бутылку, выискивая название завода-производителя. «Такие производители рассчитывают на безграмотность потребителя, – говорит менеджер одной из алкогольных компаний, пожелавший остаться не названным. – Ведь искушенному покупателю понятно, что настоящее французское вино не может стоить 100 рублей». Но не каждый оптовик или магазин станет закупать такое недорогое «иностранное» вино. По мнению Павла Шапкина, президента Национальной алкогольной ассоциации, производить и торговать такой продукцией «под силу только тем компаниям, которые имеют собственную систему дистрибуции». К тому же при кажущейся выгодности производство русско-французских вин сопряжено с рядом сложностей. Главное препятствие возникло после введения в силу второй части налогового кодекса, согласно которой налоги в федеральный и местный бюджеты должны будут отчислять и производитель, и оптовик пополам. При этом каждый производитель алкоголя должен иметь свой акцизный склад, а разрешения на него мелким производителям невозможно получить из-за собственных небольших объемов. Непонятно, что в такой ситуации будет с Baron de Lirondeau, которое производит «Вильям Питерс Парк Интернасиональ». Первая партия не превышала 35 тыс. бутылок. А до появления второй прошел почти год. Сейчас готовится третья, но неизвестно, как она будет реализована. Из-за того, что объемы партий вина Baron de Lirondeau были невысоки (объем всех трех партий за год существования проекта в России не превысил 100 тыс. бутылок), компания не может получить статус акцизного склада. Поэтому руководители «Вильям Питерс Парк Интернасиональ» не уверены, что будут и дальше продолжать производство вина в России.