Top.Mail.Ru
архив

Око видит, зуб неймет

Цифровое телевидение, покорившее США и Великобританию, пробивает себе дорогу в Россию. Американские телекомпании, в том числе CBS и NBC, вложили в цифровое ТВ $1 млрд и намерены вскоре потратить еще $9 млрд. В Великобритании все ТВ-компании ныне вещают только в цифровом формате. В России цифровое ТВ делает первые шаги в Москве, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге.

 

Технологию передачи цифрового сигнала по эфирным кабельным спутниковым каналам связи первой придумала международная группа экспертов Moving Pictures Еxрert Group, в работе которой самое активное участие принимала компания Philips. Исследования были начаты в 1992 году, а уже в 1994-м был предложен способ передачи цифрового сигнала. Технология эта быстро получила международное признание – сейчас ее поддерживают более 300 компаний, производящих телевизионную электронику. Для эфирного цифрового вещания был разработан стандарт DVB-T, который показал себя как надежный и устойчивый по отношению к помехам. Этот стандарт хорошо показал себя в реализованных проектах цифрового ТВ в странах ЕС, а также в Израиле, Австралии, Сингапуре. В США цифровое ТВ смотрят 85% телезрителей, а Великобритания полностью перешла на цифровое вещание.

 

Сам себе режиссер

Цифровое телевидение позволит в десятки раз увеличить «емкость» эфира – по каналу, который сейчас занимает одна программа, транслируемая в аналоговом виде, можно будет передавать несколько программ в цифровом формате. Кроме того, зрители цифрового ТВ будут получать более качественную телевизионную картинку. На этом список отличий не заканчивается. Цифровой телевизор в отличие от аналогового может принимать сигнал при передвижении, например, в транспорте. В Сингапуре пассажиры автобусов уже сейчас смотрят телевизор в пути.

Интересную услугу предлагает нью-йоркская компания ACTV. Ее технология позволяет зрителю самостоятельно выбирать камеру из тех, что расставлены по периметру стадиона во время прямого эфира спортивных зрелищ – телезритель таким образом становится «сам себе режиссером». А технология компании Veon из Сан-Франциско позволяет производителям телепрограмм делать передачи, снабженные ссылками на сайты в Интернете. Подобную технологию разрабатывает и российская компания «Рикор», о которой «Ко» уже рассказывал в №22 (118) от 13 июня 2000 года. Цифровое вещание, связанное с Интернетом, очень удобно для электронной коммерции. Телезритель может мгновенно среагировать на рекламу и заказать товар через Интернет при помощи банального пульта управления телевизором. В США подобные технологии считаются очень перспективными. Неудивительно, что американские медиа-гиганты – такие, как CBS и NBC, уже вложили в цифровое ТВ $1 млрд и намерены в скором будущем потратить еще $9 млрд.

 

Благословясь, поехали

В России экспериментировать с цифровым ТВ начали с благословения Минсвязи РФ в Москве, Нижнем Новгороде и в Санкт-Петербурге в 2000 году.

Цель экспериментов – испытать в «полевых условиях» разработки российских компаний и впоследствии предложить на отечественном рынке недорогие решения, доступные нашему пользователю.

В экспериментах участвуют компании «ТелеМедиум» и «ЦТВ», планирующие начать вещание в цифровом формате, производители цифрового оборудования – российская компания «Март», германская Rohde & Schwarz и более 15 специализированных предприятий Российского агентства по системам управления (РАСУ). Руководит проектом компания «Телеком».

В Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге установлено по одному передатчику производства российской компании «Март». В Москве на Останкинской башне установлен немецкий передатчик Rohde & Schwarz.

Зритель в этих экспериментах пока не участвует. Вещание ведется для того, чтобы проверить распространение цифрового сигнала, проработать параметры вещания в условиях крупных городов, протестировать передающее и приемное оборудование. В данный момент передачи цифрового ТВ смотрят только участники проекта – сотрудники компаний «ЦТВ» и «ТелеМедиум», а также специалисты научно-исследовательских институтов связи.

Россия остановила свой выбор на европейском стандарте цифрового эфирного вещания DVB-T (В США был избран другой стандарт – ATSC). Первыми пользователями цифрового ТВ в России, скорее всего, станут владельцы автомобилей представительского класса (которых в одной только Москве 50 тыс.). На лето 2002 года компания «ЦТВ» запланировала коммерческий запуск услуги приема цифрового телесигнала в автомобиле. Во многих представительских машинах сейчас установлены обычные аналоговые телеприемники, которые при движении сигнал не принимают. Специалисты «ЦТВ» полагают, что человек, имеющий возможность содержать дорогой автомобиль, не пожалеет денег на модный сервис. Стоимость ТВ-оборудования для одного автомобиля составляет от $3 тыс до $7 тыс.

 

Старый телевизор вне закона

Российские телевизионные компании скоро будут технически готовы к началу цифрового вещания. О зрителях этого пока нельзя сказать. Чтобы смотреть передачи в цифровом формате, зритель должен купить телевизор, принимающий цифровой сигнал. Сегодня таких в стране практически нет.

Правда, в продаже есть телевизоры, которые многие называют цифровыми из-за их сервисных функций и возможности перекодировки получаемого аналогового сигнала в цифровое изображение. Но эти телевизоры не способны принимать цифровой сигнал из эфира, поэтому по сути они не являются цифровыми телеприемниками.

В США цифровые телевизоры стоят от $2,5 тыс. до $7 тыс. Для России это слишком дорого, у нас сектор дорогой телевизионной аппаратуры начинается с отметки $300. Сегодня у россиян около 85 млн телевизоров. Чтобы подвигнуть их купить новую технику, производителям предстоит приложить немало усилий. Пока энтузиасты продвижения цифрового ТВ в России плохо представляют, чем именно можно заинтересовать потребителей. Все надежды инициаторы цифрового ТВ связывают со средним классом.

В США правительство помогло продвижению новых технологий и в 1998 году запретило продажу телевизоров без цифрового входа. А в 2006 году американское правительство собирается отозвать у ТВ-компаний лицензии на аналоговое вещание.

В России подобные меры невозможны, иначе больше половины населения останется без телевидения вообще. В ближайшие три-четыре года участники российских экспериментов в области цифрового ТВ пытаются наладить серийное производство отечественных цифровых телевизоров. «Оборудование, которое необходимо для цифрового вещания в России уже разработано, но пока не производится», – рассказал «Ко» Калью Кукк, вице-президент компании ОАО «Телеком», являющейся координатором проекта цифрового вещания в России.

 

Два пути к цифре

По мнению Кукка, у России есть два пути для перехода к цифровому ТВ, причем страна может двигаться по обоим направлениям одновременно. Путь первый – вывести на рынок приставки, которые перекодируют цифровой сигнал в обычный аналоговый. Приставки для эфирного вещания устроены сложнее, чем приставки для спутникового ТВ. Их стоимость в России будет по нашим меркам достаточно высокой – $250 – $300. Производить подобные приставки, по словам Кукка, смогут не менее восьми российских предприятий, специализирующихся на выпуске электроники.

За рубежом такие приставки весьма распространены, и стоят они от $400.

Выпуском подобных декодеров занимается, например, компания Motorola. Год назад она выпустила новую приставку MCT5100 M-DTV, которая конвертирует цифровые телесигналы в существующий формат аналогового телевидения. Желание приобрести эту технологию выразили крупные производители телевизоров – тайваньская Sampo Corporation, китайская SichuanChanghongElectric.

Второй путь к цифровому телевидению – производство в России «гибридных» телевизоров. Зритель сможет купить этот телевизор как обычный аналоговый по цене $180 – 200. В дальнейшем для приема цифровых программ пользователь докупит специальную плату, место для которой будет заранее предусмотрено в телевизоре. Производить такие телевизоры готовы российские заводы «Рубин», «Радуга», «Квант» и другие.

По мнению Калью Кукка, продажи цифровых приставок и «гибридных» телевизоров в России начнутся в 2004 году.

Еще по теме