Окопаться и отмобилизоваться

16.03.200900:00
Новое исследование Ernst & Young показывает, как и какие бизнесы смогут не просто выжить в кризис, а выйти из него обновленными и окрепшими.
Кризис затрагивает различные сегменты бизнеса по-разному. По расчетам Ernst & Young, хотя за последние 12 месяцев снизилась капитализация (анализировались агрегированные показатели по 30 ведущим компаниям Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки) всех компаний, в банковском секторе, на рынке недвижимости и в горнодобывающей отрасли это снижение составило 65%, а вот биотехнологические и фармацевтические фирмы остались практически при своем (0 – 10%). Между этими крайними уровнями расположились автомобилестроители, страховщики и технологические компании (40 – 50%), поставщики воды, электричества, коммунальных услуг, нефтегазовые структуры, а также медиа (30 – 40%) и, наконец, игроки рынка потребительских товаров (20 – 30%). Падение прибыли признали 22% руководителей, 15% заявили о ее росте. Но главное в исследовании Ernst & Young, пожалуй, то, что временем исключительно борьбы за выживание предстоящие 12 месяцев считают всего 30% топ-менеджеров, а 70% рвутся в бой. Они рассчитывают воспользоваться кризисом, чтобы перестроить бизнес и к моменту начала оздоровления экономики подойти в наилучшей форме, заняв оптимальные позиции на рынке.
Кризис – время высокой волатильности, большой степени неопределенности и повышенного риска. И эффективный менеджмент становится важен как никогда. Причем у этих общих слов – вполне конкретное содержание: обеспечение финансирования в условиях недостатка кредитных ресурсов, генерирование ликвидности и результативное управление денежными потоками. Нужно перестраивать работу с клиентами, прерывая отношения с неблагонадежными (так поступают 31% исследованных Ernst & Young компаний) и предлагая улучшенный сервис ключевым партнерам (72%), а также успевать занимать позиции, вынужденно оставленные менее удачливыми конкурентами, и проводить географическую экспансию, выходя на неосвоенные рынки (34%) и выводя на них новые продукты (39%).
В равной степени важна гибкость – кадровая и технологическая. Компания должна иметь возможность перестраиваться, чтобы не упустить открывающихся перспектив, но без стратегических капиталовложений и непозволительно больших затрат времени и усилий на набор новых сотрудников или переподготовку старых. Поэтому, в частности, хотя 60% участников исследования Ernst & Young сообщили, что пересматривают или намерены пересмотреть штаты, а 42% рассказали, что уже получили от этого положительный эффект, они готовы принимать на работу талантливых новых работников и вводить программы удержания эффективных старых. Частенько под лозунгом сокращения издержек перекраиваются и бюджеты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, и это понятно, но здесь жизненно важно не перегнуть палку и не отстать в итоге от других, оставшись без перспективных разработок.