ОЛЕГ НОВИКОВ, 30 ЛЕТ

21.12.199800:00

ОТРАСЛЬ: КНИГОИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС

КОМПАНИЯ: ЭКСМО

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1992 ГОД

ОБОРОТ: Н/Д*

ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ: 100

Детективы любят читать почти все. Не случайно издательство «ЭКСМО», сделавшее в свое время ставку на отечественные детективы (в том числе и «женские»), занимает первые места по объемам тиражей и продаж. А его глава Олег Новиков, несмотря на кризис, по праву может считаться одним из самых преуспевающих российских книгоиздателей. Хотя по сравнению с иными своими коллегами-конкурентами в бизнесе он не очень давно. «ЭКСМО» учреждено в 1992 году, тогда как некоторые крупные издательства начали свою деятельность еще в конце 80-х.

Правда, еще до появления «ЭКСМО» Новиков уже был связан с книжным делом. Будучи еще студентом МАИ, он устроился грузчиком-экспедитором в издательство «Фолио».

В том, что выпускник факультета проектирования двигателей летательных аппаратов предпочел пойти по стопам Карла Бертельсманна, нежели Пратта или Уитни, нет ничего удивительного. Сравнительно небольшие издержки и сохранившаяся с советских времен большая любовь нашего народа к книгам обещали очень неплохую прибыль. В иные времена книжный бизнес легко приносил по 5 - 6 руб. на каждый вложенный рубль.

И, наработав кое-какие связи, получив необходимый опыт, в 1992 году Олег Новиков вместе с приятелем основывает фирму «ЭКСМО». Благо особых затрат не требовалось: штат «ЭКСМО» составлял всего четыре человека. И к тому же первое время фирма лишь торговала книгами, приобретаемыми у госиздательств: «Современника», «Профиздата» и т.п. А те в силу своего советского происхождения не слишком оперативно реагировали на рыночную конъюнктуру и сохраняли отпускные цены на более чем приемлемом для посредников уровне. Поэтому набрать обороты, чтобы приступить непосредственно к книгоизданию, «ЭКСМО» не составило особого труда.

Начал Олег Новиков с издания исторических романов: «Вечный зов», «Хмель», «Каменный пояс». Расчет делался на повальный интерес к истории, возникший еще в перестроечные времена. Но на повторении пройденного далеко не уедешь. Особенно в книжном деле. Ведь популярный автор - это уже раскрученный брэнд. А за брэнд надо платить дополнительные деньги либо самому писателю, либо авторским агентствам. Вот если бы собственными силами сделать новую звезду «под издательство»... Риск, конечно, высок. Но и издержки (на приобретение авторских прав и т.п.) заметно сокращаются.

Олег Новиков рискнул. Предложил сотрудничество еще малоизвестной Александре Марининой («в миру» - подполковник милиции Марина Алексеева). По словам самого Новикова, первые книги продавались с трудом. Лишь спустя два с половиной года, когда уже было издано пять-шесть книг и проведена изрядная работа по «сейлз промоушн», публика начала проявлять интерес к Марининой. Но издательское терпение Новикова было вознаграждено с лихвой. Читатели настолько прониклись Марининой, что «ЭКСМО» решило сделать «женский» детектив своей профильной продукцией. Была создана специальная серия «Детектив глазами женщины», «Взгляд женщины». Ей уделяется особое место в рекламной политике издательства.

И хотя звезд, аналогичных Марининой, на небосклоне «ЭКСМО» пока не появилось, ассортимент любого книжного лотка не менее чем на 70% состоит из продукции данного издательства. А в рейтингах продаж крупнейших книжных магазинов на первых местах неизменно фигурируют детективы авторов «ЭКСМО».

*В 1998 году компания напечатала 1486 наименований книг общим тиражом порядка 30 млн экземпляров.