Олигархи закрывают города
Выражение Сергея Собянина о «куршавельских чемоданах», успевшее стать крылатым, оказалось не фигурой речи. Коронавирус привезли в страну любители зарубежного отдыха из числа владельцев и топ-менеджмента крупных компаний. «Чемоданы» уже «закрыли» Череповец, Кировск и Апатиты.
Расторопность региональных властей, которые в этом вопросе побежали быстрее Москвы, говорит не о высокой социальной ответственности и самостоятельности местных чиновников, а об их прочном тандеме с олигархическим элементом, который правит бал в регионах. О ком заботятся власти на самом деле?
Город Череповец, расположенный в вологодских лесах, — анклав компании «Северсталь» Алексея Мордашова (четвёртое место в списке российского Forbes за 2019 год с состоянием $20,5 млрд). «Череповецкий металлургический комбинат» — градообразующее предприятие, на котором работает около 23 тысяч человек — почти 10% от всего населения города.
Три дня назад, 27 марта, «Северсталь» сообщила о первом случае заболевания коронавирусом среди персонала. Сотрудника, якобы вернувшегося из командировки, изолировали вместе с женой. Определен круг людей, с которыми контактировал заразившийся, они также изолированы, проводятся тесты. По данным компании, пострадавший сотрудник не контактировал напрямую с производственным персоналом. Однако, так ли это и насколько тщательно отработан «круг», не ясно. Контакты высокопоставленного менеджера, включающие помимо коллег, например, еще домработниц, кухарок, массажистов, тренеров, репетиторов и врачей, могут на самом деле через несколько рукопожатий составить огромную часть населения города.
Сомнительно, что если бы под угрозой не оказался комбинат «Северстали», мэр Череповца Вадим Германов, выступивший с предложением закрытия города, и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, были бы столь решительны.
Местные власти многие годы не проявляли активности в решении экологических проблем, хотя экологи взывали к ответственности. Череповец в тройке лидеров по количеству вредных выбросов среди промышленных городов России, более 90% выбросов дает именно ЧерМК. В год на одного жителя города приходится 1 тонна вредных веществ в воздухе. И это особо никого не волнует. Менеджеры «Северстали» регулярно пакуют свои чемоданы и отправляются на детокс.
Нужно понимать, что закрытие города означает только одно — комбинат Алексея Мордашова должен работать во что бы то ни стало. Должны работать и предприятия компании «ФосАгро» Андрея Гурьева (26 место в списке Forbes с состояние $4,3 млрд) в Мурманской области — в Кировске и Апатитах. Миллиардер напрямую потребовал от губернатора Андрея Чибиса закрытия городов. Коронавирус обнаружили у работника подрядной организации, обслуживающей одно из подразделений комбината «ФосАгро», а расплачиваться за режим, близкий к ЧС, будут другие — представители малого и среднего бизнеса, которые, по мнению властей, «благополучно» отдыхают, чтобы предотвратить разгул эпидемии.