Top.Mail.Ru
архив

Олимпийская субсидия

28.11.201100:00

Олимпиада в Сочи, Роза Хутор
В постановлении правительства от 29 декабря 2007 г. расходная часть на возведение олимпийских объектов составляла 155,8 млрд руб. Но спустя год стоимость увеличилась до 242 млрд руб. В июле 2010 г. вице-премьер Дмитрий Козак заявил о сокращении суммы до 185 млрд руб. Последняя цифра - 200 млрд руб. Означает ли это, что олимпийские проекты не окупятся?
Если говорить о частных инвестициях, то два года назад, когда ВЭБ предоставил горнолыжному курорту "Роза Хутор" (принадлежит "Интерросу") кредит на 21 млрд руб., смета проекта составляла 39 млрд руб. На сегодня сумма кредита - более 50 млрд руб., а общий бюджет проекта вырос до 69 млрд руб. Основная причина - большое количество не предусмотренных первоначальным проектом дополнительных работ, связанных с требованиями МОК. При этом в "Интерросе" отмечают, что проект остается коммерческим. "Действительно, с самого начала строительства нам было понятно, что возврат инвестиций ожидается не очень скоро. Но тем не менее мы никогда не сомневались в его перспективах с точки зрения бизнеса, - говорит представитель "Интерроса" Андрей Кирпичников. - Другое дело, что в связи с Олимпиадой этот проект получил целый ряд обременений, которые при очень высоких затратах на них не имеют ничего общего с коммерцией и их смело можно считать госзаказом. Было бы справедливо, если бы эту дополнительную нагрузку компенсировало государство". Под дополнительные работы инвесторы вынуждены брать кредит у госбанков по рыночным расценкам. Но даже их обслуживание уже больно бьет по карману инвесторов. В "Базовом элементе" также говорят, что общаются с ВЭБом на предмет поиска взаимовыгодных решений и инструментов для успешного завершения проектов.

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании "ФБК":
"Бизнесу всегда хочется, чтобы проекты были прибыльными. Отсюда и желание компенсировать, хотя бы частично, свои затраты. Понятно, почему просят льгот: олимпийская стройка для государства стала "священной коровой", и чиновники готовы на все, чтобы не произошло серьезных срывов по срокам реализации проектов.
Сочинские объекты имеют разные объемы финансирования, а следовательно, и разную перспективу по окупаемости. Пожалуй, самым перспективным проектом является строительство АЗС "Роснефти". Но у большинства инвесторов с возвратом вложений могут возникнуть проблемы. Это касается портовой и автодорожной инфраструктуры. Железнодорожные проекты окупаемы, но на очень большом горизонте - от 30 лет".

Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе":
"Инвесторы олимпийских строек хитрят. Если есть возможность субсидировать процентную ставку или снизить долговую нагрузку, то почему бы этим не попробовать воспользоваться. Если говорить о строительстве аэропорта Сочи и горнолыжного курорта "Роза Хутор", то эти объекты вполне окупаемы и изначально значились в программе развития горноклиматического курорта, еще до того, как стало известно о проведении Олимпиады в Сочи. Впрочем, существуют вопросы по объектам гостиничного бизнеса, которые возводятся под Игры. Есть опасения, что после проведения Игр они будут невостребованны".


Еще по теме