Top.Mail.Ru
архив

Онэксим тур

Проблемы, возникшие на прошлой неделе у «Капитал Тур», грозили обернуться не только срывом новогодних отпусков у клиентов компании, но и масштабным переделом рынка. Помощь пришла с совершенно неожиданной стороны: туроператора купили структуры Михаила Прохорова. Однако эксперты предупреждают, что репутации «Капитал Тур» был нанесен серьезный ущерб, и новому собственнику придется приложить немало усилий для того, чтобы вернуть ей «лицо».

 

Капитал Тур.

Вам не нравится теплая водка и вспотевшие женщины – тогда пойдете в отпуск в январе. Все шансы прочувствовать на себе мораль этого старого анекдота получили клиенты туристической компании «Капитал Тур», которые уже приобрели путевки на Новый год в жаркие страны. На прошлой неделе генеральный директор турфирмы Инна Бельтюкова объявила о том, что временно приостанавливает отправку туристов с датой заезда после 17 ноября. Накануне туроператор не вернул вовремя 45 млн руб. Московскому кредитному банку (МКБ), после чего его счета в этом и других банках были арестованы. По неподтвержденным данным, общий долг туроператора перед кредитными организациями достигает 1,3 млрд руб. «Хотелось бы внести уточнение. 1,3 млрд руб. – это не долг, а кредитный портфель. И этот кредитный портфель считается нормальным для компании с таким годовым оборотом, как у нас (порядка 16 млрд руб. – Прим. «Ко»). И это не было проблемой на предыдущем этапе работы», – пояснила «Ко» Инна Бельтюкова. «В переговорах с «Капитал Тур» достигнут положительный результат. Мы готовы поддержать компанию и предоставить счета, открытые в банке, для осуществления платежей», – заявили в пресс-службе Московского кредитного банка. Эксперты всю прошлую неделю спорили, кто же возьмет на себя решение проблем увязшей в долгах компании. Озаботились проблемой даже в правительстве, где собиралось специальное совещание по этому поводу. В четверг источник газеты «КоммерсантЪ» предположил, что спасти компанию может «Альфа-банк», который якобы ведет переговоры о выделении туроператору кредита под залог его акций. Эту информацию в банке категорически опровергли, заявив, что не вели и не ведут никаких переговоров с «Капитал Тур». Однако уже в четверг вечером Банк «Международный финансовый клуб» (МФК), основанный Михаилом Прохоровым, заявил о том, что вместе с пулом неназванных инвесторов договорился о покупке контроля в «Капитал Тур». Это стало полной неожиданностью для рынка, так как мало кто сомневался, что компания движется прямым курсом к банкротству и покупать ее особого смысла не имеет. В обоснование своей точки зрения эксперты приводили информацию о настоящей панике, которая началась среди клиентов туроператора, а также данные о том, что компании, работавшие с «Капитал Тур», ищут себе новых партнеров. «Репутация для турфирмы так же важна, как, например, для банка, а у «Капитал Тур» она оказалась изрядно «подмоченной, – рассуждает один из участников рынка. – Одних финансовых вливаний, которые в состоянии обеспечить МФК, явно недостаточно, нужно восстанавливать доверие клиентов к компании». Пока же банк МФК заявил о намерении вложить в капитал туроператора 15 млн долларов. «Денежные средства будут направлены на стабилизацию ее финансового состояния, пополнение оборотного капитала, а также на внутреннюю реструктуризацию с целью максимизации текущей рентабельности бизнеса», – говорится в сообщении. Но наверняка это далеко не последние инвестиции, которые потребуются для восстановления «Капитал Тура».

 

На те же грабли

«Капитал Тур» для Инны Бельтюковой – не первый проект в туристическом бизнесеГоспожа Бельтюкова отнюдь не новичок в туристическом бизнесе, она начала работать в отрасли на заре 1990-х годов. Будучи еще студенткой экономического факультета МГУ, изучала экономику туризма. Осенью 1991-го как участник советско-американской программы «Развитие малого бизнеса в СССР» Инна Бельтюкова попала на стажировку в американское турагентство, где получила первый практический опыт. Ее муж Игорь также долгое время работал в Институте повышения квалификации работников туризма и на различных предприятиях индустрии туризма. Поэтому создание своего бизнеса в этой сфере было лишь вопросом времени.

Стартовым капиталом стал банковский кредит в $25 000, полученный под залог единственной однокомнатной квартиры. Свои первые $700 госпожа Бельтюкова заработала на организации приема японских туристов в Киеве. С самого начала супруги решили отказаться от наиболее доходной статьи туристического бизнеса первой половины 1990-х – организации шоп-туров. «Мы ориентировались на экскурсионный туризм. Во-первых, в этой сфере был другой, более интеллектуальный потребитель. Многие тратили последние сбережения, чтобы увидеть Париж», – рассказывала в одном из интервью «Ко» сама Инна Бельтюкова. Так на рынке появилась фирма «Инна-тур», но «интеллектуальный» туризм не приносил существенных доходов. Поэтому госпожа Бельтюкова решила пойти по нетривиальному пути и сделать акцент на перепродаже авиабилетов. В 1994 году удалось стать одним из агентов «Аэрофлота». Но подобных компаний насчитывалось более 20, и нужна была «фишка», которая бы вывела оператора в лидеры. Этим ноу-хау стала методика продаж: «Инна-тур» первой на рынке предложила субагентам-турфирмам половину своих комиссионных за реализацию билетов. Спустя два года в этом секторе «Инна-тур» занимала твердое первое место в нашей стране. Ежемесячный объем продаж составлял порядка $2 – 3 млн. «По итогам 2003 года «Инна-тур» вошла в рейтинг 200 крупнейших компаний России, опубликованный в ежемесячном журнале Forbes», – вспоминает генеральный директор турагентства «Респект Трэвел» Татьяна Федоскина. Но сказка закончилась после того, как возникли разногласия со стратегическим инвестором – Гута-банком. «Думаю, что деньги давались Гута-банком под одну программу действий, а Бельтюковы хотели другую программу. Сначала Гута-банк купил одну часть компании, потом – вторую, потом решил, что не нуждается в услугах Бельтюковых (отойти от билетного бизнеса в пользу туризма. – Прим. «Ко»). Как управленцы они не устроили банк», – рассказал на условиях анонимности один из участников рынка. Супруги Бельтюковы ушли без скандала, оставив банку не только бизнес, но и раскрученный бренд. Однако покидать туристический бизнес они не планировали и в начале 2000-х годов основали другую компанию – «Капитал Тур». Как тогда сообщил «Ко» один из менеджеров, фирма создана на привлеченные средства (на рынке ходили слухи о значительной доле иностранного капитала), но контрольный пакет акций остается у Бельтюковых. Выяснить структуру собственников «Капитал Тур» на сегодняшний день «Ко» не удалось.

 

Шило не утаишь

Михаил Прохоров помог «Капитал Туру» в трудную минутуТуристический рынок лихорадит, признался в середине прошлой недели один из владельцев крупной турфирмы. Впервые в истории отечественного турбизнеса компания с оборотом 16,1 млрд руб. оказалась на грани банкротства. В случае если бы компания свернула свой бизнес, лимита страхования ее гражданской ответственности, который установлен на уровне 100 млн руб., на всех точно не хватило бы. «При средней стоимости тура около 30 000 руб. на возмещение вправе рассчитывать чуть более 3000 человек (на данный момент фирма продала, по различным оценкам, от 20 000 до 50  000 туров.  – Прим. «Ко»)», – отмечает представитель страховой компании. «Пока к нам не обратился ни один действительно пострадавший от данной ситуации», – заявил руководитель пресс-службы СК «Инногарант» (страховщик гражданской ответственности «Капитал Тур») Александр Кремер. Он уточнил, что общая страховая сумма составляет 190 млн руб. Но этого все равно крайне мало для компенсации всех потенциальных потерь клиентов компании.

«Если компания окажется неспособной продолжить деятельность, отдых ее клиентов, в том числе и в период новогодних праздников, окажется сорван. Это будет означать крах не только самого туроператора, но и многих его розничных партнеров-турагентов, которым будут предъявлены претензии», – рисовала мрачную перспективу Татьяна Федоскина. При этом генеральный директор туристической компании «Дельфин» Сергей Ромашкин напоминает, что первые слухи о неустойчивости финансового положения «Капитал Тур» появились еще в 2008 году. «Шило в мешке не утаишь: можно предположить, что проблемы начались давно, но руководство их каким-то образом решало», – отмечает эксперт. Участники рынка видят основные проблемы компании в ее агрессивном росте: она продавала дешевый продукт с очень низкой доходностью, зачастую – дешевле себестоимости. Фактически речь идет о демпинге, благодаря которому «Капитал Тур» стремился увеличить долю рынка. «Руководство вело рискованную и длинную по времени демпинговую кампанию», – подтверждает Сергей Ромашкин. Почему проблемы стали достоянием гласности только сейчас? Дело в том, что туристический бизнес сильно отличается от других отраслей, например от продуктового ритейла, в первую очередь тем, что туроператоры, как банки, берут деньги вперед. То есть крупные туроператоры накапливают банковские риски, не являясь банками по сути. «Как говорят, маленький долг – проблема должника, большой долг – проблема кредитора. Я склоняюсь к тому, что, скорее всего, банки потребуют с «Капитал Тур» возврата», – говорил о будущем бизнеса «Капитал Тур» Сергей Ромашкин. При этом мало кто верил в то, что «Капитал Тур» удастся самостоятельно поправить положение: туристы и агентства фирме уже не доверяют. «Их билеты на Новый год продают другим туроператорам», – рассказал на условиях анонимности руководитель крупного туристического агентства.

Кроме банков-кредиторов, «Капитал Тур» должен еще заплатить своим зарубежным партнерам, в первую очередь отелям. Так, по данным участников рынка, компания не рассчиталась за размещение туристов с некоторыми зарубежными хотельерами еще за прошлый, 2009 год. «В нашем бизнесе мы можем ведь кредитоваться не только за счет туристов, но и за счет партнеров, не выплачивая им сразу за размещение, – это нормальная и хорошая для нас практика. Поэтому, скорее всего, если они («Капитал Тур». – Прим. «Ко») действительно должны 1,3 млрд руб. девяти банкам, их реальная задолженность значительно больше», – констатирует Сергей Ромашкин. У «Капитал Тур», по неподтвержденным данным, имеются также существенные долговые обязательства перед «Аэрофлотом», правда, выяснить их размер не удалось. «Мне жаловался один региональный туроператор, что им сложно работать с «Капитал Тур» на индийском рынке, поскольку выплаты от компании постоянно задерживались, оператор завинчивал гайки. Поэтому сейчас этот региональный оператор работает с «Капитал Тур» только по предоплате», – рассказывает Сергей Ромашкин.

 

Пошли по наклонной

Несмотря на то что МФК фактически спас «Капитал Тур» от банкротства, но, как говорится в известном анекдоте, вилки мы нашли, а осадок-то остался. Под удар попали не только клиенты туроператора, которым изрядно потрепали нервы, но и партнеры компании, и даже другие крупные участники рынка. Эксперты прогнозируют, какие выводы могут сделать чиновники для предотвращения подобных «историй» в будущем. Например, государство в разы может повысить размер финансовых гарантий для туроператоров. «Вопрос о пересмотре системы страхования ответственности может быть поднят, потому что совершенно очевидно, что, если бы события развивались по худшему сценарию и не вмешался МФК, существующая система страхования с ситуацией справиться бы не смогла.


Что такое «Капитал Тур (Capital Tour)

Создана в 2003 году.

Работает по 40 туроператорским направлениям .

Агентская сеть – более чем 20 тыс. турфирм в России, СНГ и странах Балтии.

Оборот за 2009 год – 16,1 млрд рублей.

В 2009 году отправила за рубеж 272 тыс. клиентов, продала 1,4 млн авиа- и железнодорожных билетов.

Компанию контролируют супруги Инна и Игорь Бельтюковы.


Действующий на данный момент закон не учитывает возможности существования такого годового оборота. Верхняя планка на данный момент 100 млн руб. для операторов с выручкой свыше 300 млн руб. в год, а речь идет о миллиардах», – соглашается Татьяна Федоскина. «Если бы произошло столь крупное банкротство, оно могло бы стать сигналом к необходимости изменения требований к страхованию. Однако при действующей модели страхования с такой ситуацией и страховщик может не справиться. Потребуются кардинальные изменения, и иного пути, как формирование профобъединения страховщиков и создание компенсационного фонда, я не вижу», – добавляет руководитель дирекции развития страхования ЗАО «МАКС» Светлана Гусар. Повышение размера финансовых гарантий приведет к глобальному переделу всего туристического рынка страны, предупреждают его участники. «Масштабное повышение фингарантий без учета дифференциации компаний по размерам их деятельности может привести к уходу с рынка многих игроков», – предостерегает Дмитрий Даниленко. «Тяжелее всего с этим будет справиться небольшим узкоспециализированным компаниям, которые, кстати, часто предлагают довольно высокого качества продукт – как большие специалисты в своей узкой области. Средние компании, крепко стоящие на ногах, вряд ли уйдут с рынка, скорее, объединят усилия с коллегами», – добавляет Татьяна Федоскина. В любом случае, все без исключения опрошенные «Ко» эксперты уверены, что ситуация с «Капитал Тур» является прецедентом, за которым последуют изменения правил игры на профильном рынке.


Еще по теме