Онэксим тур
Проблемы, возникшие на прошлой неделе у «Капитал Тур», грозили обернуться не только срывом новогодних отпусков у клиентов компании, но и масштабным переделом рынка. Помощь пришла с совершенно неожиданной стороны: туроператора купили структуры Михаила Прохорова. Однако эксперты предупреждают, что репутации «Капитал Тур» был нанесен серьезный ущерб, и новому собственнику придется приложить немало усилий для того, чтобы вернуть ей «лицо».
Вам не нравится теплая водка и вспотевшие женщины – тогда пойдете в отпуск в январе. Все шансы прочувствовать на себе мораль этого старого анекдота получили клиенты туристической компании «Капитал Тур», которые уже приобрели путевки на Новый год в жаркие страны. На прошлой неделе генеральный директор турфирмы Инна Бельтюкова объявила о том, что временно приостанавливает отправку туристов с датой заезда после 17 ноября. Накануне туроператор не вернул вовремя 45 млн руб. Московскому кредитному банку (МКБ), после чего его счета в этом и других банках были арестованы. По неподтвержденным данным, общий долг туроператора перед кредитными организациями достигает 1,3 млрд руб. «Хотелось бы внести уточнение. 1,3 млрд руб. – это не долг, а кредитный портфель. И этот кредитный портфель считается нормальным для компании с таким годовым оборотом, как у нас (порядка 16 млрд руб. – Прим. «Ко»). И это не было проблемой на предыдущем этапе работы», – пояснила «Ко» Инна Бельтюкова. «В переговорах с «Капитал Тур» достигнут положительный результат. Мы готовы поддержать компанию и предоставить счета, открытые в банке, для осуществления платежей», – заявили в пресс-службе Московского кредитного банка. Эксперты всю прошлую неделю спорили, кто же возьмет на себя решение проблем увязшей в долгах компании. Озаботились проблемой даже в правительстве, где собиралось специальное совещание по этому поводу. В четверг источник газеты «КоммерсантЪ» предположил, что спасти компанию может «Альфа-банк», который якобы ведет переговоры о выделении туроператору кредита под залог его акций. Эту информацию в банке категорически опровергли, заявив, что не вели и не ведут никаких переговоров с «Капитал Тур». Однако уже в четверг вечером Банк «Международный финансовый клуб» (МФК), основанный Михаилом Прохоровым, заявил о том, что вместе с пулом неназванных инвесторов договорился о покупке контроля в «Капитал Тур». Это стало полной неожиданностью для рынка, так как мало кто сомневался, что компания движется прямым курсом к банкротству и покупать ее особого смысла не имеет. В обоснование своей точки зрения эксперты приводили информацию о настоящей панике, которая началась среди клиентов туроператора, а также данные о том, что компании, работавшие с «Капитал Тур», ищут себе новых партнеров. «Репутация для турфирмы так же важна, как, например, для банка, а у «Капитал Тур» она оказалась изрядно «подмоченной, – рассуждает один из участников рынка. – Одних финансовых вливаний, которые в состоянии обеспечить МФК, явно недостаточно, нужно восстанавливать доверие клиентов к компании». Пока же банк МФК заявил о намерении вложить в капитал туроператора 15 млн долларов. «Денежные средства будут направлены на стабилизацию ее финансового состояния, пополнение оборотного капитала, а также на внутреннюю реструктуризацию с целью максимизации текущей рентабельности бизнеса», – говорится в сообщении. Но наверняка это далеко не последние инвестиции, которые потребуются для восстановления «Капитал Тура».
На те же грабли
Стартовым капиталом стал банковский кредит в $25 000, полученный под залог единственной однокомнатной квартиры. Свои первые $700 госпожа Бельтюкова заработала на организации приема японских туристов в Киеве. С самого начала супруги решили отказаться от наиболее доходной статьи туристического бизнеса первой половины 1990-х – организации шоп-туров. «Мы ориентировались на экскурсионный туризм. Во-первых, в этой сфере был другой, более интеллектуальный потребитель. Многие тратили последние сбережения, чтобы увидеть Париж», – рассказывала в одном из интервью «Ко» сама Инна Бельтюкова. Так на рынке появилась фирма «Инна-тур», но «интеллектуальный» туризм не приносил существенных доходов. Поэтому госпожа Бельтюкова решила пойти по нетривиальному пути и сделать акцент на перепродаже авиабилетов. В 1994 году удалось стать одним из агентов «Аэрофлота». Но подобных компаний насчитывалось более 20, и нужна была «фишка», которая бы вывела оператора в лидеры. Этим ноу-хау стала методика продаж: «Инна-тур» первой на рынке предложила субагентам-турфирмам половину своих комиссионных за реализацию билетов. Спустя два года в этом секторе «Инна-тур» занимала твердое первое место в нашей стране. Ежемесячный объем продаж составлял порядка $2 – 3 млн. «По итогам 2003 года «Инна-тур» вошла в рейтинг 200 крупнейших компаний России, опубликованный в ежемесячном журнале Forbes», – вспоминает генеральный директор турагентства «Респект Трэвел» Татьяна Федоскина. Но сказка закончилась после того, как возникли разногласия со стратегическим инвестором – Гута-банком. «Думаю, что деньги давались Гута-банком под одну программу действий, а Бельтюковы хотели другую программу. Сначала Гута-банк купил одну часть компании, потом – вторую, потом решил, что не нуждается в услугах Бельтюковых (отойти от билетного бизнеса в пользу туризма. – Прим. «Ко»). Как управленцы они не устроили банк», – рассказал на условиях анонимности один из участников рынка. Супруги Бельтюковы ушли без скандала, оставив банку не только бизнес, но и раскрученный бренд. Однако покидать туристический бизнес они не планировали и в начале 2000-х годов основали другую компанию – «Капитал Тур». Как тогда сообщил «Ко» один из менеджеров, фирма создана на привлеченные средства (на рынке ходили слухи о значительной доле иностранного капитала), но контрольный пакет акций остается у Бельтюковых. Выяснить структуру собственников «Капитал Тур» на сегодняшний день «Ко» не удалось.
Шило не утаишь
«Если компания окажется неспособной продолжить деятельность, отдых ее клиентов, в том числе и в период новогодних праздников, окажется сорван. Это будет означать крах не только самого туроператора, но и многих его розничных партнеров-турагентов, которым будут предъявлены претензии», – рисовала мрачную перспективу Татьяна Федоскина. При этом генеральный директор туристической компании «Дельфин» Сергей Ромашкин напоминает, что первые слухи о неустойчивости финансового положения «Капитал Тур» появились еще в 2008 году. «Шило в мешке не утаишь: можно предположить, что проблемы начались давно, но руководство их каким-то образом решало», – отмечает эксперт. Участники рынка видят основные проблемы компании в ее агрессивном росте: она продавала дешевый продукт с очень низкой доходностью, зачастую – дешевле себестоимости. Фактически речь идет о демпинге, благодаря которому «Капитал Тур» стремился увеличить долю рынка. «Руководство вело рискованную и длинную по времени демпинговую кампанию», – подтверждает Сергей Ромашкин. Почему проблемы стали достоянием гласности только сейчас? Дело в том, что туристический бизнес сильно отличается от других отраслей, например от продуктового ритейла, в первую очередь тем, что туроператоры, как банки, берут деньги вперед. То есть крупные туроператоры накапливают банковские риски, не являясь банками по сути. «Как говорят, маленький долг – проблема должника, большой долг – проблема кредитора. Я склоняюсь к тому, что, скорее всего, банки потребуют с «Капитал Тур» возврата», – говорил о будущем бизнеса «Капитал Тур» Сергей Ромашкин. При этом мало кто верил в то, что «Капитал Тур» удастся самостоятельно поправить положение: туристы и агентства фирме уже не доверяют. «Их билеты на Новый год продают другим туроператорам», – рассказал на условиях анонимности руководитель крупного туристического агентства.
Кроме банков-кредиторов, «Капитал Тур» должен еще заплатить своим зарубежным партнерам, в первую очередь отелям. Так, по данным участников рынка, компания не рассчиталась за размещение туристов с некоторыми зарубежными хотельерами еще за прошлый, 2009 год. «В нашем бизнесе мы можем ведь кредитоваться не только за счет туристов, но и за счет партнеров, не выплачивая им сразу за размещение, – это нормальная и хорошая для нас практика. Поэтому, скорее всего, если они («Капитал Тур». – Прим. «Ко») действительно должны 1,3 млрд руб. девяти банкам, их реальная задолженность значительно больше», – констатирует Сергей Ромашкин. У «Капитал Тур», по неподтвержденным данным, имеются также существенные долговые обязательства перед «Аэрофлотом», правда, выяснить их размер не удалось. «Мне жаловался один региональный туроператор, что им сложно работать с «Капитал Тур» на индийском рынке, поскольку выплаты от компании постоянно задерживались, оператор завинчивал гайки. Поэтому сейчас этот региональный оператор работает с «Капитал Тур» только по предоплате», – рассказывает Сергей Ромашкин.
Пошли по наклонной
Несмотря на то что МФК фактически спас «Капитал Тур» от банкротства, но, как говорится в известном анекдоте, вилки мы нашли, а осадок-то остался. Под удар попали не только клиенты туроператора, которым изрядно потрепали нервы, но и партнеры компании, и даже другие крупные участники рынка. Эксперты прогнозируют, какие выводы могут сделать чиновники для предотвращения подобных «историй» в будущем. Например, государство в разы может повысить размер финансовых гарантий для туроператоров. «Вопрос о пересмотре системы страхования ответственности может быть поднят, потому что совершенно очевидно, что, если бы события развивались по худшему сценарию и не вмешался МФК, существующая система страхования с ситуацией справиться бы не смогла.
Что такое «Капитал Тур (Capital Tour)
Создана в 2003 году.
Работает по 40 туроператорским направлениям .
Агентская сеть – более чем 20 тыс. турфирм в России, СНГ и странах Балтии.
Оборот за 2009 год – 16,1 млрд рублей.
В 2009 году отправила за рубеж 272 тыс. клиентов, продала 1,4 млн авиа- и железнодорожных билетов.
Компанию контролируют супруги Инна и Игорь Бельтюковы.
Действующий на данный момент закон не учитывает возможности существования такого годового оборота. Верхняя планка на данный момент 100 млн руб. для операторов с выручкой свыше 300 млн руб. в год, а речь идет о миллиардах», – соглашается Татьяна Федоскина. «Если бы произошло столь крупное банкротство, оно могло бы стать сигналом к необходимости изменения требований к страхованию. Однако при действующей модели страхования с такой ситуацией и страховщик может не справиться. Потребуются кардинальные изменения, и иного пути, как формирование профобъединения страховщиков и создание компенсационного фонда, я не вижу», – добавляет руководитель дирекции развития страхования ЗАО «МАКС» Светлана Гусар. Повышение размера финансовых гарантий приведет к глобальному переделу всего туристического рынка страны, предупреждают его участники. «Масштабное повышение фингарантий без учета дифференциации компаний по размерам их деятельности может привести к уходу с рынка многих игроков», – предостерегает Дмитрий Даниленко. «Тяжелее всего с этим будет справиться небольшим узкоспециализированным компаниям, которые, кстати, часто предлагают довольно высокого качества продукт – как большие специалисты в своей узкой области. Средние компании, крепко стоящие на ногах, вряд ли уйдут с рынка, скорее, объединят усилия с коллегами», – добавляет Татьяна Федоскина. В любом случае, все без исключения опрошенные «Ко» эксперты уверены, что ситуация с «Капитал Тур» является прецедентом, за которым последуют изменения правил игры на профильном рынке.