Top.Mail.Ru
архив

Они все знали

Если в июле – октябре (период, прошедший между арестами Платона Лебедева и Михаила Ходорковского*) интересующихся «делом ЮКОСа» мучил вопрос: «На чьей стороне президент?», то после скомканного собрания акционеров «ЮКОССибнефти» 28 ноября эта же аудитория принялась терзаться вопросом: «А давно ли Абрамович решил «перевернуть» сделку слияния ЮКОСа и «Сибнефти»?» Как арест Ходорковского положил конец сомнениям в отношении президентской позиции, так и неожиданный демарш акционеров «Сибнефти» продемонстрировал, что олигарх олигарху – волк.

В первые дни после собрания в СМИ получила хождение сконструированная сторонниками теории заговоров эмоциональная версия, согласно которой слияние ЮКОСа и «Сибнефти», затеянное по инициативе Романа Абрамовича, имело конечной целью крупнейшее в российской бизнес-практике «кидание» партнеров по сделке, то есть группы Ходорковского. Выглядит все это абсолютно демонически: в таком случае следует признать, что Абрамович – реально самый главный человек в стране, ибо он в состоянии управлять кремлевской администрацией (включая, кстати, и самого президента), силовиками, а заодно и всей государственной машиной. Это даже не его бывший подельщик Борис Березовский – тот был всего лишь «крестным отцом Кремля». Конечно, история отечественного бизнеса содержит немало примеров беззастенчивого использования правоохранительных и властных ресурсов в конкурентной борьбе либо в процессе передела собственности. Однако не нужно лично знать Ходорковского, чтобы понимать, что он совсем не физрук Анатолий Быков, у которого отняли контроль над КрАЗом, и не оперуполномоченный Андрей Андреев, которого лишили банка, страховой компании и металлургического заводика. Посадить Ходорковского – еще не значит лишить его собственности и влияния.

Но соблазн воспользоваться затруднительным положением своих партнеров у Абрамовича все же появился. Когда он появился и что это за соблазн – плод личной воли чукотского губернатора? А быть может, его губернатору навязали со стороны? Об этом мы не узнаем никогда либо узнаем много позже. Пока на дух не переносящие Романа Аркадьевича могут удовольствоваться домыслами о его глубокой личной порочности, симпатизирующим Абрамовичу остается теряться в догадках, результатом каких политических комбинаций стала та неблаговидная роль, которую с 28 ноября в деле слияния ЮКОСа и «Сибнефти» исполняет владелец Chelsea.

Впрочем, строго говоря, передача оперативного управления объединенной компанией представителям команды Абрамовича не самое большое зло, которое может ожидать раскиданных по свету и сидящих по тюрьмам акционеров Group MENATEP. В конце концов, топ-менеджмент «Сибнефти» оперирует гораздо более понятными для акционеров ЮКОСа понятиями, нежели представители «компетентных органов», постоянно дестабилизирующие обстановку вокруг компании.

* Признан в России иностранным агентом.

Еще по теме