Опальный миротворец
Бизнесмены, уехавшие в Лондон по соображениям безопасности, возвращаются редко. Можно вспомнить только бывшего руководителя "Ренессанс Капитала" Олега Киселева. Мало кто верил, что экс-владелец "Русснефти" Михаил Гуцериев сможет восстановить доверие властей, не говоря уж о том, чтобы вернуть свой нефтяной бизнес. Неужели получится?
В своем ежегодном послании президент Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее время в правительстве появится человек, единолично ответственный за Северный Кавказ, своего рода "генерал-губернатор", как его успели окрестить в СМИ. Сейчас ответственность за этот регион разделена сразу между несколькими чиновниками. Бывший генпрокурор, а ныне полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов курирует в первую очередь кадровый вопрос. Вторым "человеком из центра" является замглавы МВД Аркадий Еделев, который руководит штабом по проведению контртеррористической операции. Есть и местное начальство в лице президента Ингушетии Юнус-бека Евкурова и президента Чечни Рамзана Кадырова. Но человека, который бы лично отвечал перед Дмитрием Медведевым за ситуацию в регионе, до сих пор нет. Точнее, после покушения на Юнус-бека Евкурова Рамзан Кадыров заявлял, что готов взять на себя ответственность не только за Чечню, но и за Ингушетию. Но ведь есть еще и Дагестан, где тоже весьма неспокойно, притом что ни глава Ингушетии, ни руководитель Чечни не имеют там серьезного влияния. Нужен человек, который мог бы заняться наведением порядка во всем регионе и смог бы "разруливать" противоречия между правящими кланами всех "горячих" республик, сделали вывод из выступления Дмитрия Медведева эксперты и чиновники. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который уже неоднократно становился "проводником инициатив Кремля в массы", тут же озвучил предположение, что "начальником Кавказа" может стать экс-глава компании "Русснефть" Михаил Гуцериев.
Неожиданное предложение, но лишь на первый взгляд. "Одна из улиц Грозного названа в честь Гуцериева, это говорит очень о многом, - напоминает один из бывших партнеров бизнесмена. - Он пользуется заслуженным авторитетом как среди мусульманского населения, так и среди предпринимателей. Его часто привлекали к решению политических, экономических и социальных вопросов региона". Действительно, Гуцериев является весьма значимой фигурой на политической карте Северного Кавказа, вспомним хотя бы его участие в качестве переговорщика при освобождении заложников в Беслане. Экс-партнер бывшего главы "Русснефти", пожелавший остаться неназванным, напомнил также, что Шамиль Басаев за пророссийскую позицию Гуцериева объявил последнего своим кровным врагом. "В условиях напряженности на Северном Кавказе Гуцериев вполне может оказать помощь федеральному центру в нормализации ситуации в регионе. Его возвращение в этой связи можно назвать ожидаемым", - заявил "Ко" источник.
СТРОИТЕЛЬ ОФШОРОВ
Фигура Михаила Гуцериева, а если быть правильным, то Микаила Гуцериева, весьма примечательна и нетипична для российского бизнеса. В советские времена он создал первое в Чечено-Ингушской АССР совместное с итальянцами предприятие - мебельную фабрику, потом один из первых в Советском Союзе кооперативных банков, а когда СССР развалился, стал председателем Ассоциации предпринимателей Чечено-Ингушской АССР. Его карьере в бизнесе чуть не помешал приход к власти в Чечне Джохара Дудаева, Гуцериев вынужден был уехать в Москву из республики, которую в то время раздирали междоусобицы и сепаратистские движения.
В столице предприниматель с нуля построил промышленно-финансовую компанию "БИН" (Банк инвестиций и новаций) и уже через два года возглавил консорциум "БИН", объединивший разные промышленные предприятия и финансовые институты. Зная патриотический настрой Михаила Гуцериева, многие за глаза расшифровывали название одной из его финансовых структур - БИН-банка как "Банк ингушского народа". Развернуться по-настоящему Гуцериеву помогло назначение в 1994 году главой первой в стране зоны экономического благоприятствования "Ингушетия". Говоря современным языком, это был классический офшор, где не действовали общероссийские налоговые нормы. Параллельно с работой над созданием "налогового рая" Гуцериев начал политическую карьеру, став депутатом Госдумы, а затем и вице-спикером нижней палаты от ЛДПР. Дальше стремительный взлет его бизнеса проще отслеживать по названиям коммерческих структур: возглавил российско-белорусскую компанию "Славнефть", потом основал нефтегазовую "Русснефть", купил акции "Русского угля". В 2006 году, по оценкам Forbes, капитал Гуцериева насчитывал уже $2,7 млрд, и он входил в список самых богатых людей России.
Но сказка всегда имеет конец, и зачастую не обязательно хороший. Так было и с Гуцериевым. Он, как говорят некоторые аналитики, имел неосторожность приобрести часть активов ЮКОСа (еще до банкротства компании), на которые претендовала одна из госкомпаний. Напомним, что в то время за "наследство" Михаила Ходорковского* активно боролись "Газпром" и "Роснефть". Затем он, по неподтвержденным данным, сделал и вовсе фатальную ошибку, отказавшись продавать "Русснефть". В результате компанию обвинили в неуплате налогов, а ее владельца - в незаконном предпринимательстве. Дальше события развивались стремительно: 6 августа 2007 года Гуцериев был объявлен в федеральный розыск, а затем и в международный. 28 августа 2007-го стало известно, что Тверской районный суд Москвы заочно арестовал Гуцериева. Сам предприниматель в спешном порядке уехал в Лондон, где, по неподтвержденной информации, уже в конце октября подал властям Великобритании прошение о предоставлении политического убежища.
ВОЗВРАЩЕНЕЦ
В середине ноября появились сведения о том, что значительная часть обвинений против г-на Гуцериева со стороны российских правоохранительных органов, из-за которых он, собственно, и уехал в Лондон, снята. Более того, был прекращен международный розыск предпринимателя, в который он был объявлен после отъезда на Туманный Альбион. "Хотел бы уточнить информацию в прессе, что якобы Гуцериев по всем статьям оправдан. Это не совсем так", - поспешил заявить руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. С него были сняты обвинения по наиболее тяжким статьям - уклонение от уплаты налогов, но его продолжают подозревать в незаконном предпринимательстве. Однако даже если вина бизнесмена в этой части будет доказана, наказание, как показывает практика подобных дел, не будет связано с лишением свободы. Такой поворот в деле Гуцериева, которого уже называли "вторым Ходорковским", удивил многих, особенно учитывая ту поспешность, с которой предприниматель покидал Родину в 2007 году.
"Я взялся бы помочь г-ну Гуцериеву в оспаривании этих доначисленных сумм с большим удовольствием (налоговая служба выставила "Русснефти" претензии более чем на 20 млрд руб. и потребовала взыскать акции компании в доход государства - "Ко"). Здесь есть масса нестыковок и таких вещей, которые с большой долей вероятности оспариваются в арбитражных судах", - прокомментировал снятие обвинений партнер адвокатского бюро "Падва и Эпштейн" Семен Эпштейн. Хотя адвокат не исключает, что дело не столько в том, что Михаила Гуцериева попросту оправдали, скорее всего, "не обошлось без ходатайства кого-нибудь из руководства субъектов Федерации". Семен Эпштейн не называет имен, но, судя по информации из других источников, речь идет о президенте Ингушетии Юнус-беке Евкурове.
Практически все опрошенные "Ко" эксперты полагают, что после того, как с Гуцериева были сняты обвинения по наиболее тяжким статьям, он действительно может вернуться в Россию. Вопрос в том, в каком качестве? Политика, миротворца, третейского судьи, предпринимателя или мецената? Кстати, в последнем качестве он выступал уже неоднократно. Бывший партнер бизнесмена вспоминает о разрушенных в ходе контртеррористической операции объектах социальной инфраструктуры, в восстановлении которых Михаил Гуцериев принимал самое непосредственное участие. Имеются у предпринимателя и бизнес-интересы на Родине: после продажи "Русснефти" у него осталась компания "Русский уголь", а также ряд строительных активов.
"ПЛАТА" ЗА ПОМОЩЬ
Вернет ли себе Гуцериев "Русснефть"? Ряд СМИ в середине ноября, со ссылкой на неназванные источники, заявили, что переговоры об этом находятся в завершающей стадии. Некоторые наиболее ретивые коллеги успели сообщить, что Гуцериев уже контролирует компанию. В качестве обоснования этой версии приводится тот факт, что ставленника нового собственника (права еще не оформлены - "Ко") - "Базэла" Якова Ицкова, который с начала 2009 года исполнял обязанности главы нефтяной компании, сменил на этом посту Олег Гордеев. Напомним, что он с 2006 по 2009 годы работал в "Русснефти" в должности старшего вице-президента по поставкам нефти и нефтепродуктов. Участники рынка называют его человеком из команды Михаила Гуцериева. Весьма примечательный факт, но он все же не является прямым доказательством смены собственника: новые владельцы часто брали на работу прежних менеджеров, так как они собаку съели на работе в данной компании, а "свежие" назначенцы зачастую не знают всех подводных камней отдельно взятого бизнеса.
"Если обе стороны сделки договорятся, не будет возражений со стороны государства, а главное, если существуют юридические возможности для отыгрыша ситуации назад, то это возвращение может состояться. Понятно, что механизмов имеется много, но наиболее предпочтительным представляется постепенное увеличение господином Гуцериевым своей доли в компании", - предположил ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "С юридической точки зрения отчуждение актива надлежащим образом не было оформлено. Недооформленность этого отчуждения может повлечь за собой вступление Гуцериева в те права, которых он был лишен. При недействительности сделок каждая сторона должна возвратить другой все полученное по сделке", - рассуждает Семен Эпштейн. Пресс-секретарь холдинга "Базовый элемент" Сергей Бабиченко отказался говорить на тему возможной сделки по вхождению г-на Гуцериева в капитал "Русснефти". Представитель En+ Group (энергетическое подразделение "Базэла") Андрей Петрушинин также не стал комментировать вероятность сделки. "Формально компания еще нам не принадлежит, мы ждем решения ФАС", - заявил эксперт.
Напомним, что в июле 2007 года Михаил Гуцериев продал "Русснефть" холдингу "Базовый элемент" Олега Дерипаски примерно за $3 млрд. "Вопрос возможного возвращения "Русснефти" Михаилу Гуцериеву является весьма сложным: помимо того что "Базэл" до сих пор не оформил права собственности на эту компанию, существует еще ряд потенциальных покупателей, среди которых та же АФК "Система", - отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Получение активов "Русснефти" действительно выгодно для АФК: "Система" владеет "Башнефтью" и четырьмя НПЗ, но вынуждена закупать нефть на стороне, а "Русснефти", наоборот, не хватает перерабатывающих мощностей. "Мы интересуемся многими активами, в том числе и "Русснефтью", но никаких переговоров по поводу данной нефтяной компании с ее собственниками мы не вели и не ведем", - категорично заявила руководитель российского пресс-офиса АФК "Система" Юлия Белоус.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
Захочет ли Гуцериев после всего этого возвращаться в Россию, да еще и помогать федеральным властям в разрешении ситуации на Северном Кавказе - большой вопрос. "Это зависит от его собственного желания. Если он примет такое решение, то может вернуться. Главное, ему необходимо урегулировать все вопросы с правоохранительными органами (что никаких претензий к нему нет), чтобы возвращение прошло нормально", - рассуждает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. "В данном случае ему представляется реальная возможность помочь родной республике, и думаю, что это не так и плохо", - добавляет Семен Эпштейн. Однако многие из опрошенных "Ко" экспертов сомневаются в том, что Михаилу Гуцериеву удастся сыграть решающую роль в "разруливании" ситуации на Северном Кавказе. "Михаил Гуцериев действительно имеет влияние на некоторых представителей власти в Ингушетии, но это влияние не глобально и распространяется далеко не на всю правящую верхушку, не говоря уже о Дагестане, с которым у Ингушетии много сложностей. В этой связи можно предположить, что при всем своем авторитете на Северном Кавказе, о котором говорят отдельные политики, он в одиночку не сможет разрешить проблемы регионов", - полагает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Другое дело, что пример Михаила Гуцериева, если он все же вернется, может стать прецедентом и открыть "дорогу домой" другим опальным олигархам, за последние годы осевшим в различных уголках мира. Конечно, говорить о возвращении таких одиозных фигур, как Борис Березовский или Леонид Невзлин,* не приходится. Но есть и другие "впавшие в немилость" бизнесмены, скрывающиеся от отечественных правоохранительных органов за границей. Например, Владимир Гусинский, который недавно в интервью одной из израильских газет заявил, что готов возвратиться на Родину, если позволят российские власти. Говоря о Северном Кавказе, можно вспомнить и об Ахмеде Закаеве, которого Рамзан Кадыров неоднократно призывал вернуться. Вопрос только в том, какую цену им предстоит заплатить за это. Одной лояльности Кремлю наверняка окажется недостаточно.
* Признаны в России иностранными агентами.
Еще по теме





