«Опасно заигрываться в коридорах власти»
Вячеслав Лейбман стал известен в Москве после громкого приобретения «Общей газеты». Медиа-амбиции петербургского бизнесмена и совладельца компании «ЭКО Феникс Холдинг» стали большой неожиданностью для многих столичных бизнесменов. Однако, по словам Вячеслава Лейбмана, покупка газеты – логичный шаг в развитии бизнеса его компании.
«Общая газета» как орган влияния никого не интересовала…»
«Ко»: Покупка вами «Общей газеты» наделала много шума. При этом ни бывший собственник газеты Егор Яковлев, ни вы не говорили о том, как проходила сама сделка. И вообще – почему именно «Общая газета»?
Вячеслав Лейбман: Информация о том, что «Общая газета» продается, появилась на рынке достаточно давно – по крайней мере, я услышал об этом больше полугода назад. После четырех месяцев напряженных переговоров мы определились с последовательностью всей сделки. На мой взгляд, итоговая цена была адекватной, и она меня устроила. А шум вокруг приобретения «Общей газеты», был вызван, во-первых, тем, что в последнее время на рынке печатных изданий заметных сделок не было, а во-вторых, желанием определенной категории журналистов поговорить об удушении либеральных СМИ «питерскими» – они это очень любят.
«Ко»: По слухам, вы заплатили за газету и ее имущество $2 млн…
В.Л.: Без комментариев.
«Ко»: Не секрет, что подавляющее большинство российских общественно-политических изданий убыточно. Они существуют в основном для защиты политических и деловых интересов их хозяев – крупных финансово-промышленных групп. А какими мотивами руководствовались вы, покупая «Общую газету»?
В.Л.: В моем представлении убыточными являются проекты, которые не интересны читателю, оторваны от их запросов, преследуют исключительно корпоративные и политические задачи. Моя же задача – сделать другой, прибыльный медийный проект. То есть в моем случае бизнес-интересы – прибыль, доходы, обороты издательского дома – являются превалирующими.
Теперь о том, почему холдинг «ЭКО-Феникс» заинтересовался средствами массовой информации. Это логичное и естественное развитие бизнеса. У нашей компании есть желание диверсифицировать основной бизнес. Мы уже вышли на такой уровень, когда требуется распределение капитала по иным нишам. Кроме того, с помощью масс-медиа мы могли бы решать определенные корпоративные и коммерческие задачи. Повторяю: коммерческие, а не политические.
«Ко»: Но после продажи «Общей газеты» Егор Яковлев утверждал, что помимо коммерческих интересов у вас есть еще и политические мотивы. В «Общей газете» считают, что вы являетесь представителем питерской команды во власти, задача которой – закрыть независимое средство массовой информации…
В.Л.: Закрывать «Общую газету» никто не собирался, поскольку власти подобная газета просто не интересовала и не интересует.
Видимо, бывший владелец считает, что это корректно – провести сделку, взять деньги, а затем кричать, что его обманули. В бизнес-сообществе так себя вести не принято.
«Ко»: Тем не менее представители «Общей газеты», говоря о политической подоплеке покупки, аргументируют это тем, что вы хотите изменить название газеты. Как вы собираетесь поступить со своим издательским проектом?
В.Л.: Я купил активы «Общей газеты», чтобы на их основе построить издательский дом с несколькими прибыльными медиа-проектами. Если говорить об отдельно взятом издании «Общая газета», то оно было «тяжело убыточным». Вполне вероятно, что газета с таким названием будет выходить и впредь, но уж она точно не будет рупором «шестидесятников». Все это прошлый век.
Первым проектом издательского дома ЛМГ будет другое издание – качественный тридцатидвухполосный еженедельник, не только освещающий события, но и формирующий образ мышления и стиль жизни людей, ориентированных на успех и добившихся его. Можно называть их «средним классом», можно «консерваторами». Соответствуя мировоззрению нашей целевой аудитории, газета тоже будет консервативной и государственнической. Такая задача поставлена перед профессиональным журналистским коллективом и редакционным советом, который возглавляет Татьяна Толстая.
«Ко»: То есть вы пойдете на смену прежнего названия?
В.Л.: Да. Условное название нового проекта – «Консерватор». Он будет определять лицо нового издательского дома. Наряду с выпуском общественно-политического еженедельника мы намерены развивать и другие, более коммерческие издательские проекты. Они будут поддерживать финансовую составляющую всего издательского дома и дадут нам возможность развиваться без привлечения сторонних инвестиций. Для себя я считаю нормальным горизонт инвестирования в пределах трех – трех с половиной лет. По расчетам менеджеров, первый проект должен выйти на уровень безубыточности через два года. Сейчас формируются новая команда менеджеров издательского дома и редакция газеты.
«Ко»: Не секрет, что на рынке общественно-политических СМИ нерентабельные проекты крайне редко закрываются или становятся банкротами. Убыточные проекты годами живут на дотациях в лучшем случае олигархов, в худшем – государства. Представим себе абстрактную ситуацию: проект «Консерватор» не удался. Что вы будете делать – закроете газету?
В.Л.: Безусловно, должен быть запасной, «антикризисный» выход. Для меня это продажа всех активов и уход из данной ниши. Однако на сегодняшний день я такого варианта не рассматриваю. Могу сказать так: при нынешней ситуации и структуре активов я могу себе позволить «раскачивать» издательский бизнес в течение пяти лет. Если за это время не возникнет форс-мажорных обстоятельств, то, я уверен, мы сможем создать доходный бизнес, который будет приносить прибыль и способствовать увеличению капитализации всего холдинга.
«Мы семейная компания…»
«Ко»: Насколько нам известно, покупка «Общей газеты» – это не только первое приобретение «ЭКО Феникса» на рынке масс-медиа, но и первая попытка холдинга выйти на московский рынок. Здесь вы пока не очень хорошо известны. Расскажите, пожалуйста, о своей компании.
В.Л.: Полное название основной компании – ОАО «Энергетическая компания Феникс Холдинг». Направления деятельности: снабжение всеми видами топлива морских судов в регионах Балтийского и Северного морей; управление нефтебазами в Санкт-Петербурге, Мурманске, Ольборге (Дания); управление танкерным флотом; экологический сервис – сбор и переработка нефтесодержащих отходов с последующим производством вторичного топлива, ликвидация последствий нефтяных загрязнений, а также нефтяных амбаров (мест скопления технической нефти) и проч.
Компания ведет несколько девелоперских проектов. В частности, строит в историческом центре Санкт-Петербурга два отеля на 200 и 300 номеров по стандартам Marriott. По объему оборота компания входит в десятку крупнейших предприятий Северо-Запада. Крупнейшая американская рейтинговая компания Dun & Bradstreet International присвоила нам по итогам финансовой деятельности за 2001 год кредитный рейтинг 2AA + .
«Ко»: Кто является собственником «ЭКО Феникса»?
В.Л.: «ЭКО Феникс» – нетипичное для российского бизнеса явление. Это семейная, частная компания. Кроме меня учредителями являются три моих родных брата. Каждый из нас владеет 25% акций. В отличие от большинства крупных российских компаний мы не участвовали в приватизации. То есть от государства нам просто так ничего не досталось.
«Ко»: А как вы определяете новые направления инвестиций? Активная работа в непрофильных направлениях требует механизма оценки инвестиционных рисков...
В.Л.: В конце 2001 года совет акционеров компании принял решение о необходимости диверсификации бизнеса. Были выработаны основные критерии подбора проектов. Во-первых, любая инвестиция должна увеличивать капитализацию основной компании – как минимум по оценке чистых активов. Во-вторых, управленческая модель инвестируемого проекта не должна нагружать менеджмент основной компании – она лишь интегрируется в управление финансовыми потоками и отчетностью. В-третьих, после производства базовых инвестиций проект должен переходить на самофинансирование и больше не привлекать дополнительных ресурсов материнской структуры. В-четвертых, за каждый инвестиционный проект отвечает куратор из числа акционеров основной компании.
В какой-то мере на инвестиционную политику влияет и то обстоятельство, что мы семейная компания. Мы задумываемся о подрастающем поколении (в семье восемь детей, старшему из них 22 года, а младшему 5 лет) и надеемся найти для всех применение в рамках семейного бизнеса.
«Москва – страна, в которой я хочу жить»
«Ко»: Вас не смущает бытующее в Москве ироничное отношение к нашествию питерского бизнеса? Вы ведь наверняка слышите анекдоты про питерских чиновников и бизнесменов…
В.Л.: Миграция активных людей из Петербурга в Москву происходила всегда. В Москву ведь едут не только из северной столицы, но и со всего СНГ. Питерские представители бизнеса и власти уже давно и весьма успешно работают на федеральном уровне.
Другое дело, что в последнее время из Петербурга в Москву едут люди не всегда профессиональные. В моем представлении чиновники (особенно не первого эшелона) в отличие от людей бизнеса часто просто непрофессиональны.
«Ко»: Но вы же не станете отрицать, что после президентских выборов произошло заметное усиление петербургских компаний – например, «Телекоминвеста», Промстройбанка СПб и др.?
В.Л.: Да, питерские компании активизируются на московском рынке. Но, по-моему, причиной тому не прежняя прописка нашего президента, а то, что питерские компании набрали вес. Долгое время бизнес Петербурга развивался только на региональном уровне, поскольку деловой и финансовый центр страны находится в Москве. Но это не значит, что питерские компании стояли на месте. Северо-Западный регион имеет свои преимущества: в некоторых секторах рынка там очень сильна конкуренция, что развивает у компаний бойцовские качества. Что питерцы вышли на федеральный уровень с опозданием на три-четыре года – это объективный процесс.
Другое дело, что и сейчас, к сожалению, питерские компании часто используют в своей кадровой политике исключительно старые связи. С одной стороны, это понятно: любой человек при расширении своего бизнеса предпочтет положиться на проверенные кадры. Однако, работая в Москве вот уже больше двух лет, я могу сказать, что это ошибочный подход. Петербург отличается от Москвы так же, как другие города России отличаются от Питера. Москва – это вообще другая страна.
«Ко»: Вам эта «страна» нравится?
В.Л.: Очень нравится. Это страна, в которой я хочу жить. Я работал во многих странах мира, но нигде мне не было так комфортно. В Европе жить скучно, США же я не воспринимаю вообще.
Москва дала России свою «американскую мечту». Любой человек может сделать здесь самую головокружительную карьеру – если, конечно, обладает талантом и готов бешено работать. Хочешь работать 24 часа в сутки? Пожалуйста, для этого есть все возможности и инфраструктура. Хочешь 24 часа в сутки развлекаться? Тоже не проблема. Мне нравится Москва тем, что она идет по общемировому пути развития.
«Голый административный ресурс – это миф»
«Ко»: Хотя вы являетесь совладельцем крупного бизнеса, «ЭКО Феникс» относится ко «второму эшелону» компаний, не определяющих правила игры в России. Вас не смущает то, что в стране сформировался узкий, закрытый клуб бизнесменов, обладающих огромным состоянием и влиянием, в который очень трудно попасть? Сложно представить себе ситуацию, когда компанию Абрамовичу, Чубайсу, Дерипаске и им подобным составят новые имена…
В.Л.: На этот вопрос можно ответить очень коротко или очень длинно. Если коротко, то у каждого свои проблемы. Мне вполне хватает тех, что есть.
«Ко»: А если длинно?
В.Л.: Так уж вышло исторически, что нам не удалось оказаться в нужном месте в нужное время. Если серьезно, то стоит присмотреться к списку так называемых олигархов и станет ясно, что он четко отражает модель экспортно ориентированной сырьевой экономики. Если в ближайшее время эта ситуация не изменится, то останется неизменным и список членов элитного бизнес-клуба. Но если Россия все-таки пойдет по нормальному пути развития – будет укреплять рубль, развивать внутреннюю промышленность и т.д., – то ряды олигархов пополнятся.
Главное, чтобы набрали ход процессы, которые пошли в нашей экономике. Посмотрите, как быстро развиваются инвестиционные компании – «Тройка-Диалог», «НИКойл», «Атон» и другие. На мой взгляд, это признак подъема: инвестиционщики всегда идут за деньгами. Развиваются новые секторы – телекоммуникации, пищевая отрасль… Как говорится, процесс пошел.
В конце концов у каждой компании свой масштаб и свои задачи. Самое опасное для любого крупного предприятия – заиграться в коридорах власти и забыть о естественном развитии конкурентной модели бизнеса. Административный ресурс не может быть доминирующим в развитии компании, я в этом уверен.
«Ко»: Да, но опыт многих олигархических компаний показывает, что именно наличие административного ресурса и является определяющим фактором успеха. Если компания связана с властью, она уже вне конкуренции.
В.Л.: Это миф. Я уверен, что в ближайшее время рядом с бюджетом не родится ни одной крупной компании. Это прошедший этап. Наличие административного ресурса, конечно, очень важно, но он должен быть к чему-то приложен. Административные ресурсы – это инструмент, которым приходится пользоваться для решения нормальных бизнес-задач. Но если у компании нет грамотного менеджмента, финансового управления и планирования, нет правильно занятой ниши и маркетинга, то доступ к власти становится бесполезен.
Еще по теме





