Опасное таяние
Еще в преддверии авиасалона, на открытии ежегодной Генеральной ассамблеи Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), проходившей в южноафриканском Кейптауне, флагман авиагиганта Airbus оказался в центре внимания благодаря огромным плакатам с самоуверенным рекламным слоганом Own The Sky ("Владею небом") и моделям самолета.
Менее доброжелательными были обсуждения в кулуарах. Ведь как бы ни старался коммерческий директор Airbus Джон Лихи, спрос на его образцовую модель стоимостью 300 млн евро неуклонно падает. "Самолет под угрозой", - вежливо констатирует аналитик авиаиндустрии из США Скотт Хамилтон. Глава одной авиакомпании, флот которой насчитывает несколько A380, более однозначен: "Если бы эта "птичка" была акционерным обществом, я бы дал ей оценку "продавать".
В то время как Airbus бьет рекорды по продажам моделей поменьше, портфель заказов на A380 уменьшается. Сейчас заказов осталось только на пять лет, и то лишь в том случае, если все авиакомпании расплатятся за заказанные самолеты. "Например, с индийской Kingfisher, Hong Kong Airlines и британской Virgin в этом уверенности нет", - подчеркнул эксперт по вопросам авиаиндустрии из Гамбурга Хайнрих Гросбонгардт. Уже в 2015 г. в листе заказов появятся пробелы.
С одной стороны, A380 с пятьюстами посадочными местами вполне отвечает духу времени. На каждого пассажира приходится до 20% экономии по сравнению с моделями 1990-х годов. К тому же многие авиакомпании в связи с ужесточением условий эксплуатации аэропортов и наблюдения за воздушным пространством могут обеспечить свой рост разве только за счет более крупных моделей самолетов. "И A380 пока не лишился определенной шикарности, за которую многие пассажиры готовы доплатить", - добавляет Хайнрих Гросбонгардт.
С другой стороны, сама компания Airbus частично свела преимущества на нет. Ее новая модель A350 и Dreamliner-787 корпорации Boeing имеют меньшие затраты на полет на одного пассажира, особенно в более длинных модификациях вместимостью до 350 кресел, сравнимые с A380 вместимостью 500 и более кресел. Двигатели новичков более экономичные. И A380 - относительно тяжелая модель, потому что Airbus хотела за счет увеличения крыльев и хвостовой части уменьшить затраты на будущую удлиненную модификацию большей вместимости. К тому же доля легких композиционных материалов у A350 и Dreamliner вдвое больше, чем у A380.
Поэтому даже авиакомпании с огромным флотом гигантских Boeing-747, например British Airways или All Nippon, предпочитают покупать самолеты поменьше. Ведь вылет A380 лишь в том случае принесет больше прибыли, чем A350 или 787, если все места в гигантском авиалайнере практически на каждый рейс будут полностью раскуплены. Но на многих направлениях этого трудно добиться даже с использованием спецпредложений, когда авиакомпаниям практически ничего не достается. "Поэтому многие предпочитают уменьшить риск по принципу "лучше точно продать 350 билетов и отказаться от пары пассажиров с дешевыми билетами, чем постоянно пытаться избавиться от более 500 билетов", - поясняет Таня Вильгосс, партнер консалтинговой компании A.T. Kearney.
Выход найти сложно. Конечно, компания Airbus могла бы снабдить A380 наиболее экономичными двигателями или предложить более длинную модификацию с меньшими затратами на пассажира. Но и то, и другое точно показалось бы слишком дорогим решением материнскому концерну EADS и акционерам. Ведь из-за многочисленных технических проблем Airbus доплачивает за строительство, и только с 2015 г. расходы на разработку, составившие в общей сложности около 16 млрд евро, начнут окупаться.
Коммерческий директор Airbus Джон Лихи списывает увеличивающуюся дыру в портфеле заказов на то, что авиаперевозчики в свете нестабильной конъюнктуры опасаются крупных инвестиций. Но, по его мнению, ситуация изменится: "Без A380 рост отрасли, особенно в Азии, невозможен".
Усовершенствования двигателя
призваны уменьшить расход на один процент. А за счет некоторых перестроений вместо сегодняшних 500 кресел в будущем в самолете появится более 560, причем, по обещаниям Лихи, "без ущерба для комфорта".
Все это станет реальностью не ранее 2014 г. Даже если Лихи, как обещано, продаст до конца года 25 самолетов: запланировано было 30 поставок, а значит, портфель заказов в 2013 г. продолжит опасное таяние.