Опасные связи: политэкономический пейзаж окрасился в предвыборные тона
Московский политэкономический пейзаж вовсю окрасился в предвыборные тона. Все события минувшей недели рассматривались "осведомленными кругами" исключительно в этом свете. И то правда: если крестьянина один осенний день весь год кормит, то для политиков и руководителей большого бизнеса правильно проведенный предвыборной осенью день может благоприятно повлиять на четыре, а то и - не побоимся сказать - на все восемь лет.
Вот, к примеру, нынешний местоблюститель Путин ухитрился поссориться с нефтяными олигархами. Что характерно: до сих пор ему удавалось оставаться над схваткой. Путин умудрился скрыться из виду во время скандальной "силовой" операции по замене руководства "Транснефти", оставив на линии огня первого вице-премьера Аксененко и главу Минтопа Калюжного. Путин не согласился освободить кресло президента "Роснефти" ни для представителя ЛДПР Гуцериева, ни для чубайсовского протеже Германа Грефа, оставив на посту руководителя компании политически нейтрального Сергея Богданчикова. Но во время последней встречи в Белом доме нефтяники якобы повели себя весьма независимо, дружно заявив, что экономические приоритеты в "нефтянке" должны преобладать над политическими. В частности, речь шла об исключении из графика прокачки "Транснефти" обещанных Путиным Назарбаеву 7 млн т казахстанского сырья, а также об отмене квотирования экспорта российских компаний, введенного "из-за временных трудностей на внутреннем рынке". Когда министр Калюжный увидел, что Путин сердится на политически некорректных нефтяников, он быстренько подсунул премьеру давно подготовленный проект об исключении из состава коллегии Минтопэнерго ряда представителей ТЭКа. Однако вышло совсем не по-калюжному. Министр намеревался отлучить от участия в принятии решений политически неугодных Кремлю главу "ЕЭС России" Чубайса, компанию "ЮКОС" и ЦТК. Но получилось так, что на совещании в Белом доме премьера критиковали не они, а представители компаний, у которых добыча нефти преобладает над переработкой, - "ЛУКойла", "Сургутнефтегаза" и даже государственной "Роснефти". Премьер глянул на проект документа, увидел не те фамилии, рассвирепел и рявкнул на Калюжного: "Гнать всех!". Всех и выгнали. Нефтяники даже не стали поднимать по этому поводу шума, решив, что уже в ближайшее время новое издание коллегии, наспех сколоченное из чиновников второй руки, само себя дискредитирует.
С политического Олимпа перенесемся на грешную землю, точнее - в город Омск, который был потрясен одномоментной отставкой сразу всех ключевых фигур местного нефтеперерабатывающего завода, входящего в состав "Сибнефти". Говорят, что уволенные гендиректор завода Александр Мелинг, его заместители Владимир Панченко и Александр Брейзе, а также технический директор Владимир Никифоров неправильно распределяли финансы, вырученные за переработанную нефть.
В оппозиционной же руководству "Сибнефти" городской администрации Омска считают, что команда Мелинга была уволена из-за того, что вопреки воле владельцев компании финансировала социальную сферу (в частности, переданный муниципалитету микрорайон нефтяников "Советский").
Авторство еще одной версии принадлежит омским журналистам. Якобы недовольный политикой компании Александр Мелинг "слил" западным журналистам информацию об отмывании "сибнефтевских" нефтедолларов через BОNY. И наконец, в московских нефтяных кругах ходят слухи, что менеджеров уволили из-за разногласий между совладельцами "Сибнефти" - Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. Будто бы ответственный за "политику" Березовский считает, что финансовые потоки компании должны в первую очередь направляться на пропагандистское обеспечение предвыборной кампании, а технократический Абрамович возражает.
Березовскому после очередной недели "наездов" сейчас, очевидно, несладко. Путаница в делах и денежные затруднения привели к тому, что у Бориса Абрамовича осложнились отношения с весьма состоятельным партнером - Львом Черным. Говорят, что Березовский "подписался" под изгнание авторитетного бизнесмена Анатолия Быкова. После того как летом краевая прокуратура выпустила постановление об аресте Быкова, председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода уже не имеет возможности напрямую влиять на ситуацию в крае. Но Быков так до сих пор и не согласился продать свою долю в приобретениях, которые сделал на пару со Львом Черным. Напомним, что в последние годы Быков с Черным получили через различные компании контроль над КрАЗом, Красноярской ГЭС, отчасти над краевой энергосистемой "Красэнерго", и даже пытались завладеть несколькими угольными разрезами. Однако пока Березовскому и Черному рано праздновать победу. Если венгерские правоохранительные органы все-таки выдадут Быкова российской стороне, то краевая избирательная комиссия вполне может зарегистрировать его кандидатом в депутаты по Ачинскому одномандатному избирательному округу. После этого он может не выходить из СИЗО хоть до 19 декабря. Очевидно, что народ может проголосовать именно за обиженного московскими олигархами красноярца. Видимо, не уверенный в окончательном вытеснении Быкова, Березовский решил подстраховаться заменами в "Сибнефти".