Опасный родственник
Особенности российской правовой системы могут нарушить стабильность бизнеса самой законопослушной компании международного масштаба.
Компания «Перно Рикар Русь» – российская «дочка» французского алкогольного холдинга Pernod Ricard – столкнулась с неожиданной проблемой. Чешский бизнесмен Зденек Хоффман с августа прошлого года пытается доказать, что является наследником Яна Бехера, автора рецепта чешского алкогольного напитка «Бехеровка», и поэтому права на продажи напитка в России принадлежат ему, а не «Перно Рикар Русь» (ПРР). А в конце марта Хоффман добился судебного решения об аресте имущества компании и позаботился о его немедленном исполнении. Сначала были заблокированы банковские счета ПРР, затем судебные приставы явились на склад компании и приступили к изъятию продукции. «Вывоз товара больше напоминал грабеж, – рассказывает источник «Ко», близкий к ПРР. – В общей сложности было вынесено несколько тысяч бутылок, в том числе дорогостоящие напитки».
Цена вопроса – мизерная по меркам алкогольного рынка. По сведениям, полученным от адвоката ПРР Сергея Шеверева, объем продаж «Бехеровки» в России составляет всего 7 000 дал в год (1 дал равен 10 литрам). Но это не помешало Хоффману потребовать от ПРР выплаты штрафа в размере $40 млн за якобы незаконное использование марки. Это около 1% от годового оборота холдинга Pernod Ricard, торгующего такими мировыми брэндами, как виски Chivas Regal, коньяк Martell и текила Olmeca.
По данным источника «Ко», Хоффман просто успел раньше, чем ПРР, зарегистрировать в России права на этот брэнд. Однако Сергей Шеверев утверждает, что права на «Бехеровку» были зарегистрированы чешской компанией «Ян Бехер» в России еще в советское время. По словам Шеверева, Хоффман обратился в «Роспатент» в 2002 году и на основании справки о родстве потребовал выдать свидетельство на марку. «Роспатент» запросил более серьезные документы. Получив отказ, Хоффман обратился в Дорогомиловский суд г. Москвы, который предписал «Роспатенту» «не требовать от г-на Хоффмана дополнительных документов». После чего «Роспатент» выдал чеху свидетельства на «Бехеровку». Затем Хоффман обратился в арбитражный суд Краснодарского края с требованием обязать ПРР прекратить торговлю напитком и выплатить штраф, выиграл первую инстанцию и немедленно получил исполнительный лист. ПРР подала апелляцию, но, несмотря на это, имущество было арестовано. Впрочем, по заверению Шеверева, ситуация уже под контролем и «дочка» Pernod Ricard скоро продолжит работу.
Сколько сможет продержаться Хоффман в борьбе против ПРР – непонятно. Его стиль напоминает схему работы, некогда примененную компанией «Альфа-эко» для получения контроля над водочным торговым домом «Смирновъ», который возглавлял Борис Смирнов – потомок Петра Смирнова, водочного магната ХIХ века. Кстати, слушания по тому скандальному делу проходили в том же суде Краснодарского края, и решения были приняты не в пользу Смирнова. Похоже, на сей раз краснодарские судьи решили более уважительно отнестись к родственным связям.