Оператор всея Руси
«Ростелеком» решил создать федеральную сеть доступа в Интернет, но выбрал в качестве исполнителя малоизвестную компанию. Тем самым владелец «Ростелекома» холдинг «Связьинвест» укрепляет свое положение на весьма перспективном рынке «последней мили». Холдинг сделал «крутой разворот» к рознице.
Несмотря на утверждения руководителей «Связьинвеста», что к 2003 году 76 «дочек» будут объединены в семь региональных компаний, не все так однозначно, как в пресс-релизах и интервью. Программа реорганизации, разработанная консалтинговой компанией Arthur Andersen, может встретить не только технические, но и принципиальные возражения. Достаточно сказать, что губернаторы очень многих регионов выступают против «единой гребенки». Губернатор Владимирской области Николай Виноградов два месяца назад на совещании губернаторов Центрального федерального округа (ЦФО) оценил реорганизацию как «отстранение субъектов Федерации от участия в деятельности предприятий «Электросвязи». Его поддержали другие губернаторы и совет ЦФО предложил «Связьинвесту» сначала провести эксперимент в округах с наименее развитой инфраструктурой связи – в Дальневосточном или Сибирском. Опасения губернаторов понятны: они теряют значительные поступления в местные бюджеты. Кроме того, при правильном управлении новая структура может стать монополистом на рынке и сама диктовать условия.
Форсаж
Форсирование реорганизации отрасли началось с конца прошлого года, когда на заседании правительства Михаил Касьянов* отметил, что «телекоммуникации развиваются недостаточными темпами», и потребовал «изменения подходов к данной работе». Достаточно повторить лишь две прозвучавшие цифры: более 6 млн россиян уже много лет безуспешно пытаются получить домашний номер, а 54 тыс. населенных пункта вообще не телефонизированы. Легко сказать, но как это сделать, если, по данным Министерства связи, в ближайшие 10 лет в отрасль нужно инвестировать более $30 млрд. Иначе ей никогда не подняться до мирового уровня. Министерство считает, что половину из них возможно привлечь в качестве иностранных инвестиций, а вторую половину – внутри страны. Суммы совершенно нереальные, если вспомнить, что в свое время продажа 25% «Связьинвеста» принесла $1,875 млрд. А про состояние внутреннего рынка и говорить нечего. Тем не менее поставленную задачу надо выполнять. Минсвязи приняло программу, а точнее, «комплекс мероприятий», которые должны будут «повысить эффективность «Связьинвеста» и телекоммуникационной отрасли в целом». Кроме объединения региональных компаний, что должно привести к снижению затрат и лучшему управлению оборотными средствами, предусматривалась реализация «эффективной маркетинговой стратегии». Ее также подготовил Arthur Andersen. И ключевой позицией в этой стратегии стал разворот телекоммуникационного гиганта к розничному рынку. По словам руководителя отдела телекоммуникаций Arthur Andersen Вадима Балашова, сегодня «Ростелеком» организована как технократическая компания и ей необходимо менять ориентиры и учиться работе с клиентом. Успехи таких крупных операторов, как «Голден Телеком», «Вымпелком» и МТС, показывают, что деньги на рынке есть. Нужно только уметь их взять. Генеральный директор «Связьинвеста» Валерий Яшин уверен, что сможет это сделать.
Спиной к кабелям, лицом к людям
Он объявил о планах создания федеральной сети доступа в Интернет на базе «Ростелекома». Сегодня этот монополист дальней связи сам практически не занимается продажами Интернет-услуг конечным потребителям – компаниям и частным лицам. Хотя локальный опыт уже есть. В частности, в Санкт-Петербурге на базе магистрального Интернет-узла при участии компании «РТ-Лайн» открыта площадка веб-хостинга. Для организации розничных продаж была выбрана компания «РТКомм.ру», созданная в феврале прошлого года. Сегодня в перечень ее услуг входят хостинг, разработка Интернет-проектов, размещение оборудования заказчиков, веб-обслуживание. Ни в чем особенно выдающемся на рынке она замечена не была. А потому выбор именно ее как основы для будущего федерального оператора, который должен будет решать общегосударственные задачи и потеснить таких операторов, как «Голден Телеком», МТУ, непонятен. Не секрет, что 85% всего трафика страны, включая мобильную связь и передачу данных, создается в Москве и Санкт-Петербурге. А в столице «Ростелеком» присутствует довольно слабо. Но дело даже не в выборе оператора. В конце концов, у компании может быть огромный скрытый потенциал, который пока не виден, и «Связьинвест» вправе выбирать того партнера, в ком холдинг уверен. Сомнения вызывают сама бизнес-схема и эффективность такого разворота «Ростелекома». Слишком много возможностей упущено, и рынок уже сформирован.
Слон в посудной лавке
В свое время в США AT&T пыталась взять всю телекоммуникационную сеть под себя и контролировать все услуги, вплоть до продаж доступа в Интернет частным лицам. Перспектив было нарисовано много. Однако попытка построить такой «вертикально интегрированный холдинг» оказалась не очень удачной. Слишком разным был бизнес в каждом из направлений. В мире нет примеров, когда бы одна компания или даже холдинг контролировал всю телекоммуникационную цепочку – от строительства сетей до розницы. По мнению генерального директора компании Internet Group Дэвида Гандлера, построение громадной сети для работы с клиентами займет слишком много времени у «Ростелекома». Он идет в бизнес, не имея необходимого опыта. Одно дело работать со 100 богатыми клиентами, которым нужно просто регулярно высылать счета. Другое дело – со 100 тысячами частных клиентов, что потребует круглосуточной работы различных служб поддержки. Только со стороны может казаться, что это просто. Так же как опт и розница в торговле, на телекоммуникационном рынке это тоже два разных вида бизнеса. «Затраты на маркетинг, – продолжает г-н Гандлер, – будут огромны, поскольку потребуется потеснить лидеров. И когда «Связьинвест» в конце концов соберет эту схему, то окажется, что ее к.п.д. очень низок. А рынок опять уйдет вперед. Такие компании, как «Голден Телеком», «Система Телеком», построят собственные телефонные сети и подстанции в новых районах. Уже сейчас «Система Телеком» имеет 51% на московском рынке в сегменте передачи данных и Интернет-услуг. Они и другие компании уже решают проблему «последней мили» в новых и наиболее престижных – а значит, доходных – районах». Тот, кто будет контролировать «последнюю милю», тот и будет снимать сливки с предоставления перспективных телекоммуникационных услуг: широкополосного абонентского доступа в Интернет, цифрового телевидения, телефонной связи и услуг voice IP, систем электронной коммерции.
** признан в России иноагентом