Операция прикрытия

21.07.200300:00

Все-таки тонкости профессионального мастерства, если уж присущи человеку, никуда не денутся, чем бы в настоящий момент ему ни приходилось заниматься. Вот сейчас происходит системный накат прокурорско-чекистской бригады на представителей крупного бизнеса. Белых перьев с наших олигархов соберешь немного, но масштаб деятельности чекистов, хотя идут они как бы подчеркнуто строго по уголовной линии, серьезно угрожает уже не только экономике, но и самому сложившемуся в настоящее время государственному устройству. Президент, ясное дело, стоит над схваткой, хотя и ребенку понятно, что без согласования с первым лицом такие упражнения не выполняются. Как понятно и то, что ничью сторону верховный арбитр принимать – во всяком случае, открыто – не должен. Но именно ввиду серьезных последствий хотелось бы услышать примерные представления главы государства о том, какая конфигурация взаимоотношений бизнеса и власти в принципе ему представляется разумной и соответствующей его политической позиции. Вместо этого после совершенно «круглого» по результатам стола в Кремле принимается решение о создании рабочей группы по реализации президентского послания. Все это походит на классическую операцию прикрытия. Основная задача – изменение структуры собственников, серьезная корректировка либеральной модели развития в сторону усиления – увы, экономически неэффективной, но пока неизбежной – роли государства. О возможном дальнейшем сценарии писать не хотелось бы из соображений «не поминай – не придет». Это, так сказать, направление главного удара. А прикрытие – выполнение президентского послания: дескать, вот что по-настоящему важно. Хотя кто не помнит классического изречения: «Чтобы спустить дело на тормозах, необходимо создать специальную комиссию по этому вопросу». Это одно.

Другое – состав рабочей группы: все люди известные, занимающие ведущие позиции в политических и экономических элитах. Но придерживающиеся, мягко говоря, несколько несовпадающих позиций. И потому не совсем понятно, как им удастся реализовать наказ В.В. Путина о том, что все равно «договариваться придется».

Здесь нельзя не отметить, что примеров собственной договороспособности в сегодняшней ситуации власть дает немного. Конечно, нет закона, который фиксировал бы результаты приватизации, проведенной, скажем до 2000-го или какого другого года. Но договоренность такая была. Это знают практически все мало-мальски интересующиеся новейшей российской историей и ее основными персонажами. Была, да сплыла. Поскольку российская власть в настоящий момент оказалась гораздо шире британской – в конструкции, описанной в свое время, кажется, Уинстоном Черчиллем. В том смысле, что у Британии нет противников и союзников, а есть только политические интересы. У власти же российской есть и политические, и отдельные, но очень специальные экономические интересы. Так что мысль о том, что надо договариваться, актуальна, как и та простая мысль, что договоренности неплохо бы и соблюдать. Хотя бы для того, чтобы и в дальнейшем оставалась возможность договариваться.

Но это так, к слову. Возвращаясь к рабочей группе по реализации послания, следует сказать, что заниматься практической реализацией политических лозунгов непросто, даже если группа работала бы как единый механизм. Но в любом случае у президента появляется дополнительный выбор: кого назначить ответственным, если поставленные в послании задачи не будут выполнены? Можно правительство, а можно и рабочую группу.

Впрочем, гибкость сроков делает объявление виновных возможным, но необязательным. Во-первых, сроки реализации задач находятся за пределами второго президентского срока. Во-вторых, кроме удвоения ВПП (хотя и здесь можно поработать с методикой подсчета), остальные задачи вовсе не имеют выраженного решения. Что такое завершение военной реформы: высокий процент контрактников при отсутствующей военной доктрине или сумма освоенных ненасытными военными средств? Как определить победу над бедностью? По стоимости реальной потребительской корзины, по среднедушевому доходу в нижней доходной группе или по сумме отпущенных на социальные программы средств? Поскольку четких критериев нет, то результат будет ровно таким, каким его объявят.