Ополчились на Вайнштока

15.05.200600:00

Несмотря на то что индексы РТС и ММВБ бьют один рекорд за другим, ценные бумаги российских компаний остаются довольно рискованным видом инвестиций. В том числе и государственных. Доказательством тому служит арест привилегированных акций «Транснефти», наложенный 4 мая Басманным судом.

Запрет на сделки касается всех «префов» «Транснефти» (25% от уставного капитала). На обыкновенные акции монополии, которая владеет всеми российскими магистральными нефтепроводами, арест не распространяется – они принадлежат Росимуществу и не торгуются на рынке.

Поводом для этого решения послужило уголовное дело восьмилетней давности. В 1998 году Генпрокуратура обвинила прежнее руководство «Транснефти», в частности, главу компании Виктора Черняева и его зама Сергея Землянского, в махинациях, допущенных при приватизации компании. Эмитированные в конце 1990-х годов «префы» монополии предназначались трудовому коллективу «Транснефти». Но, по данным следствия, руководство холдинга продало работникам лишь 16% эмиссии, а остальные 84% перевело в собственные офшоры. Правда, виновных тогда не нашли, и в 2000 году дело закрыли.

Дальнейшая судьба «префов» транспортной компании покрыта мраком. Долгое время владельцем 20% акций «Транснефти» считался холдинг Владимира Потанина «Интеррос». Но в 2003 году он вроде бы продал этот актив неизвестному инвестору. По оценке аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, около 10% «префов» оказалось на бирже, а остальные 15% контролировал стратегический инвестор.

По мнению экспертов, арест акций «Транснефти» прежде всего невыгоден именно ему. В ближайшее время компания может потерять самостоятельность: чиновники хотят объединить монополию с другими профильными госкомпаниями – «Транснефтепродуктом» (транспорт горючего) и «СГ-Трансом» (перевозчик сжиженного газа). В новый концерн должна войти и доля России в Каспийском трубопроводном консорциуме (24%). «Крупный частный акционер такого гиганта, пусть даже владеющий «префами» компании, окажется не нужен государству, – заявил «Ко» представитель одной из объединяемых компаний. – Вполне вероятно, что чиновники, вспомнив скандал конца 1990-х годов, хотят деприватизировать этот актив, чтобы ликвидировать нежелательного партнера». Хотя с точки зрения закона такая операция вряд ли возможна, по словам юриста ИК «Проспект» Эльдара Назмутдинова, если государство задалось целью аннулировать не все «префы» холдинга, а лишь пакет, принадлежащий конкретному акционеру, то наложенный судом арест может принести пользу. Как пояснил директор департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс» Юрий Борисенко, решение о реорганизации или ликвидации компании принимает квалифицированное большинство акционеров – 75% от уставного капитала. В «Транснефти» государству принадлежит именно такой пакет. Вместе с этим не исключено, что после слияния монополии с «СГ-Трансом», «Транснефтепродуктом» и КТК государство потеряет карт-бланш, а частные миноритарии объединенной компании смогут напрямую влиять на ее производственную и финансовую деятельность.

Остается выяснить, кто является акционером «Транснефти», против которого ополчились чиновники. По неофициальной информации, крупным пакетом компании владеют структуры Олега Дерипаски. Кроме того, многие брокеры уверены, что часть «префов» «Транснефти» контролирует президент компании Семен Вайншток (в самой компании опровергают эту информацию). Вполне возможно, что арест «префов» «Транснефти» является одним из звеньев в борьбе за руководящие должности в будущей объединенной компании.