Оптимист Дэниел Бурхард
В феврале 1999 года Дэниел Бурхард дал жене слово, что никогда не будет работать в России. Первые шаги по российской земле произвели на Сандру столь сильное впечатление, что она стала умолять мужа дать такое обещание еще по дороге из «Шереметьева-2». Но слова своего Бурхард не сдержал. Еще не успел закончиться 1999-й, как он согласился возглавить восточноевропейское отделение British Airways и переехать в Москву.
Ни дня без положительных эмоций
«Мое жизненное кредо: если три дня подряд не нахожу ничего позитивного в своей работе – увольняюсь», – говорит Дэниел Бурхард. Судя по тому, что на посту главы московского офиса British Airways, курирующего деятельность авиакомпании в России, Румынии, на Украине и в Болгарии, Дэниел проработал уже более двух лет, он практически ежедневно находит положительные моменты в не всегда радостной российской действительности. Впрочем, ему есть чем заняться – он налаживает работу восточноевропейского филиала, как когда-то налаживал работу в Риге (где он вообще начинал с нуля и открывал отделение British Airways) и Киеве, где он принял руководство только что созданным филиалом.
34-летний Дэниел Бурхард, окончивший в свое время Мюнхенскую академию общественных коммуникаций по специальности рекламист и маркетолог, сегодня, наверное, самый крупный специалист по странам бывшего СССР в солидной европейской авиакомпании. Основными составляющими успеха он считает гибкость, готовность использовать свой шанс и отсутствие снобизма. «Я никогда не цепляюсь за свои изначальные планы, а с готовностью принимаю то, что посылает судьба. Собирался заниматься рекламой – работаю в авиакомпании. Хотел поехать работать в Манилу – меня послали в Киев, причем за два дня до женитьбы. Пообещал жене, что никогда больше не приеду в Россию, а вскоре снова оказался здесь, причем всерьез и надолго, – объясняет Бурхард. – Я не привык строить из себя босса: если нужно, сам сажусь за руль или за компьютер, а при необходимости могу заменить сотрудника аэропорта за регистрационной стойкой. Руководитель не должен сидеть в кабинете и свысока взирать на своих подчиненных – он обязан понимать, как что делается, чтобы иметь возможность совершенствовать деятельность компании».
Насчет вождения автомобиля Дэниел не преувеличивает: в студенческие годы он подрабатывал таксистом, водителем пожарной машины и кареты скорой помощи. И с компьютером региональный коммерческий директор знаком не понаслышке. Корреспондент «Ко» застал его не в кабинете, а в рабочем зале – Бурхард как раз «сидел в Интернете». Кстати, в кабинете, отгороженном от общего зала всего лишь стеклянной перегородкой, действительно ничего не свидетельствует о присутствии «большого начальника»: здесь все просто и функционально. Все, кроме больших фотографий с изображением членов семьи Бурхарда и любимой собаки, да еще лохматой овечки, озорно восседающей на макете авиалайнера с логотипом British Airways.
Чем сложнее, тем интереснее
Дэниел шутит, что перевозками людей он начал заниматься еще в студенческие годы, подрабатывая сначала водителем, а затем менеджером по работе с персоналом в Мюнхенском аэропорту. «Это никак не было связано с карьерой, я хотел по окончании академии работать в рекламном агентстве, просто мне нужно было оплачивать счета, – говорит Бурхард. – А после окончания учебы мне предложили должность в той же авиакомпании, где я подрабатывал, будучи студентом. Я решил, что будет интересно побыть сначала в «шкуре» клиента рекламного агентства, чтобы лучше представлять себе рекламный бизнес с обеих сторон».
Два года – с 1990-го по 1992-й – Дэниел Бурхард занимался рекламой и маркетингом в германской авиакомпании Aero Lloyd. По его собственным словам, рекламный бизнес он выбрал потому, что в этой сфере можно проявить себя сразу со многих сторон. Ему скучно заниматься просто бизнесом или просто психологией: Бурхарду нравится сочетать сразу несколько видов деятельности, а маркетинг и рекламный бизнес как раз предоставляют подобную возможность. Так сложнее, но зато интереснее.
В 1992 году в связи с войной в Персидском заливе дела у Aero Lloyd пошли столь плохо, что руководители авиакомпании были вынуждены предложить персоналу уволиться с хорошим выходным пособием, вместо того чтобы прозябать дальше. Дело в том, что основными направлениями, куда летали самолеты Aero Lloyd, были Турция, Египет и Израиль. Естественно, во время военных действий поток пассажиров на этих направлениях резко сократился, и компания оказалась на грани банкротства. 25-летнему Дэниелу увольнение оказалось даже на руку – ему предложили более интересную и хорошо оплачиваемую работу в рекламном агентстве. Именно этим он и хотел заниматься еще во времена учебы в академии.
Реклама – двигатель карьеры
Два следующих года, проведенных в рекламном агентстве, стали для Дэниела своего рода пробой сил. В конце концов он понял, что его все равно тянет в авиацию. «Я работал над проектами для банков и производителей алкогольных и безалкогольных напитков, придумывал ходы, разрабатывал рекламную стратегию, но параллельно мне в голову почему-то приходили не менее удачные предложения для авиационных компаний, хотя на них я не работал», – вспоминает Бурхард.
Работа в рекламном агентстве оказалась более чем успешной: Бурхард с коллегами запустили на рынок несколько продуктов, до сих пор пользующихся бешеным спросом. Самый яркий пример – пиво Red Bull, завоевавшее и российский рынок. А начинали этот проект восемь лет назад в Австрии всего три человека во главе с Бурхардом, который к тому времени уже был директором по работе с клиентами. Сейчас в это трудно поверить, но в 1993 году о таиландской марке Red Bull в Европе абсолютно никто не знал.
«В маркетинге очень важен удачный старт: если марка «не пошла», то потом вкладывать в нее деньги бесполезно. А если начало успешное, то марку может ожидать колоссальный взлет. Так и случилось с Red Bull – недавно я видел его рекламу уже и на Кипре, и это очень приятно. Я горд этим проектом – ведь речь идет не просто о росте объема продаж, а об огромном количестве новых рабочих мест, судьбах многих людей, которые смогли найти работу», – говорит Бурхард.
К 1994 году Бурхарду надоело раскручивать пиво и другие напитки – все-таки его неудержимо тянуло в авиацию. «Рынок напитков очень однообразен, авиация же дает тебе возможность посмотреть разные страны, прикоснуться к разным культурам – так объясняет Дэниел свое решение отправить резюме в British Airways. – British Airways была единственной авиакомпанией, где мне хотелось работать. Я послал одно-единственное резюме и был принят на работу во Франкфуртское отделение».
Во Франкфурте Бурхард занимался координацией отношений авиакомпании с ее партнерами: австралийским авиаперевозчиком Qantas и германской «дочкой» British Airways – Deutsche BA. Но не прошло и года, как Дэниел был отправлен в Ригу – завоевывать рынок новых балтийских государств. В 1995 году British Airways еще не летала в Прибалтику, и Дэниел был единственным представителем компании, предлагавшим билеты на рейсы авиакомпании из Лондона в любую точку мира.
«Я со своим кейсом и мобильным телефоном и олицетворял British Airways в Риге. А офисом мне служил гостиничный номер», – вспоминает Бурхард.
Чтобы воспользоваться услугами British Airways, потенциальным клиентам авиакомпании сначала нужно было добраться из Риги в Лондон с помощью любой другого авиаперевозчика, но, несмотря на это обстоятельство, дела у Дэниела шли настолько хорошо, что через восемь месяцев было принято решение организовать представительство British Airways в Риге. «Я нанял двух человек и в день открытия официального офиса отбыл обратно во Франкфурт. Моя германская зарплата оказалась слишком обременительной для компании – ведь прямых рейсов в Ригу еще не было. Проще и дешевле оказалось нанять рижан, что и было сделано», – вспоминает Бурхард.
Начальник – тоже человек
После успешного запуска рижского проекта (сейчас British Airways еженедельно выполняет пять прямых рейсов в Ригу) Дэниел полтора года проработал менеджером по продажам во Франкфурте, специализируясь на банковских клиентах. Но в начале 1997 года у него снова возникло желание поездить по миру и поработать за границей. Бурхард вообще считает, что путешествовать и работать в разных странах очень полезно для совершенствования как в профессиональном, так и в личном плане. «Я просился в Манилу, но меня, памятуя о моем удачном рижском опыте, опять отправили на территорию бывшего Советского Союза – в Киев. Но я не капризничал», – улыбается Дэниел.
Интересно, что в Киеве дела были в том же состоянии, в каком г-н Бурхард оставил прибалтийское представительство, то есть только что была набрана команда из 15 человек и открыт офис. «Это было интересно – начинать в Киеве с того, на чем остановился в Риге. Здесь я впервые понял, что иметь в подчинении 15 человек – очень непросто. У каждого свои проблемы, о каждом нужно думать и заботиться, при необходимости помогать сотрудникам решать проблемы и т.п. Я как бы сразу оказался вовлечен в жизни 15 человек. Но к своим 30 годам я уже хотел быть начальником», – говорит Дэниел.
Новый глава киевского офиса проводил политику «открытых дверей»: любой сотрудник мог прийти и попросить о помощи, посоветоваться по работе или пожаловаться на жизнь. Дэниел входил в положение, советовал, направлял. Два года и два месяца, проведенных в Киеве, он вспоминает очень тепло. Главным достижением киевского периода Бурхард считает то, что в разгар кризиса ему удалось избежать сокращения объемов перевозок по украинскому направлению и сохранить все рабочие места. Для западной компании, которые сворачивали или замораживали свой бизнес осенью 1998 года, это было нетипично.
Back to Moscow
Перевод в Москву в декабре 1999 года на должность регионального коммерческого директора был несколько неожиданным, хотя и вполне логичным: успешная работа в двух местных филиалах – достаточное основание для того, чтобы поставить человека во главе регионального офиса, испытывающего определенные трудности. В конце 1999 года в большинстве компаний уже наметилась тенденция к росту, а British Airways все еще находилась в кризисе. Приехав в Москву и оценив ситуацию на месте, Бурхард решил, что многое нужно менять – в первую очередь сокращать офисные расходы (в тот момент в Москве было целых три офиса British Airways, в том числе два в «Совинцентре»). Три офиса Бурхард объединил в один, всем сотрудникам было объявлено о новых «правилах игры». «Я им честно сказал: теперь будем работать так-то и так-то. Всем, кого это не устраивает, лучше уйти. Тем же, кто будет работать на моих условиях, я гарантирую стабильность и карьерный рост. Какая-то часть сотрудников уволились сразу, остальные работают до сих пор», – рассказывает глава московского офиса British Airways.
Дэниел Бурхард ставит себе в заслугу то, что ни у кого из его сотрудников не застопорился карьерный рост: кто-то поднялся по служебной лестнице, кто-то немного поменял сферу деятельности и сейчас занимается тем, что ему больше подходит. В целом представительство стало работать более эффективно и сейчас является одним из лучших в British Airways.
Конкретных планов на будущее Бурхард не строит, полагая, что в бизнесе все меняется слишком быстро, чтобы нацеливаться на какую-то определенную должность и добиваться ее. На протяжении 10 лет своей карьеры Бурхард никогда не занимался планированием дальнейшего роста по служебной лестнице – он просто использовал шанс, который ему предоставлялся, руководствуясь формулой Генри Форда: «Используй любой шанс, ибо он может оказаться последним». «Иногда решение о переходе на другую работу я принимал всего за два дня – порой вопреки каким-то другим планам или обстоятельствам. Я просто чувствовал, как нужно поступить и быстро принимал решения», – поясняет Бурхард. На пенсию Дэниел собирается выйти, когда накопит на собственную винодельню где-нибудь на юге Европы. «В юности я считал, что буду работать в бизнесе лет до сорока, потом куплю себе виноградник и займусь на старости лет виноделием. Теперь, похоже, придется поработать лет до пятидесяти: на винодельню пока не хватает», – смеется Дэниел.