Оптимистичнее Европы

10.12.201200:00

Конец света не остановит рост предновогодних затрат. Рост предпраздничных расходов в 2012 г. по сравнению с 2011 г. ожидается на уровне 8,6%. Такой прогноз дает компания "Делойт" в международном исследовании "Новый год и Рождество - 2012". Интересно, что наши сограждане настроены весьма оптимистично в отношении завтрашнего дня, а значит, готовы к тратам и не планируют особо экономить.


50% россиян полагают, что экономическая ситуация стабильна, а 15% вообще считают российскую экономику растущей, в то время, как в Европе 55% опрошенных уверены, что состояние экономики ЕС оставляет желать лучшего.

При этом 83% россиян сообщили исследователям, что их покупательная способность осталась на прежнем уровне, какой была в 2011 г., или даже возросла. При этом 36% считают, что их покупательная способность в 2013 г. увеличится. В Европе таких респондентов лишь 19%.

"Каждый второй россиянин считает экономическую ситуацию стабильной, а каждый пятый верит в рост экономики страны в будущем. Россияне традиционно настроены оптимистичнее европейских потребителей, и в этом году они увеличили свой новогодний бюджет, желая встретить праздник в хорошем настроении", - поясняет Владимир Бирюков, партнер группы по оказанию услуг компаниям потребительского и транспортного сектора "Делойт" в СНГ.

В Европе на презентах явно собираются экономить, об этом заявили 92% европейцев. "Делойт" прогнозирует, что и в России покупать подарки за любую цену, несмотря на весь этот потребительский оптимизм, люди не станут. Цена будет являться одним из решающих факторов при приобретении товара. В этой связи может возрасти спрос не на сами подарки, а на подарочные карты того или иного магазина. Решая что-то дарить, покупатель точно знает, на какую сумму он расчитывает, и предпочтет за эту цену купить карточку, оставив "муки выбора" за тем, кто эту карту получит. Российские предпочтения также приближаются к европейским и в отношении функциональности выбираемого подношения: 50% наших сограждан намерены приобретать именно полезные подарки (среди европейцев таких 87%). По данным "Делойт", в среднем на праздники в России люди планируют потратить 15 500 руб. Около половины новогодних расходов придется на подарки (7100 руб.), остальное будет потрачено на еду и напитки (5800 руб.), а также на развлечения (2600 руб.).

В подарок в этом году респонденты очень хотят получить деньги или туристические поездки, как, впрочем, и в прошлом году. Однако в этом году в четверку самых желанных презентов также вошли смартфоны и планшетники. В то же время сами дарить таковые близким людям особенно не планируют.

Слова о том, что "книга - лучший подарок", окончательно потеряли актуальность, книги не вошли и в десятку "желаемых подарков" в России. В Европе же книги читают, они на втором месте по популярности.

По прогнозам, в этом году косметику будут дарить реже. Более трех лет косметика и парфюмерия оставались самыми популярными презентами в России. Однако в этом году часть потребителей от таких даров планирует отказаться. Популярность этих категорий снизилась с 63 до 42%.

Детям в России, как и прежде, будут класть под елку шоколад и развивающие игрушки. В Европе уже давно предпочитают дарить видеоигры.

Прогнозируется, что покупать подарки в этом году будут главным образом в специализированных сетевых магазинах, гипермаркетах и магазинах традиционного формата. Интернет-магазины большинству россиян понадобятся в основном для того, чтобы посмотреть и сравнить цены у разных ритейлеров.

В этом году должна также возрасти частота использования мобильных телефонов для совершения покупок.

Как ни странно, но изменение предновогоднего спроса в этом году коснется, скорее всего, такого традиционного напитка, как шампанское. Федеральная таможенная служба констатирует снижение импорта шампанских и игристых вин. По данным ФТС, в январе-августе 2012 г. импорт игристых вин в Россию снизился на 36,41%, до 858 000 декалитров (дал) против 1,35 млн дал годом ранее. Вадим Дробиз, руководитель исследовательского агентства "ЦИФРРА", считает, что бум спроса на Asti может отойти в прошлое. Место импортного шампанского на полке, не исключено, займет отчественное игристое. Впрочем, ритейлеры отмечают, что сейчас растет популярность итальянского "Просеко" и испанской "Кавы".

Некоторые ритейлеры опасаются предновогодних "сюрпризов" от российких регуляторов. Росалкогольрегулирование недавно опубликовало проект приказа о введении минимальной цены на шампанское в 115 руб. Ранее самые дешевые игристые вина можно было найти примерно за 80-90 руб. Даже если приказ успеют принять до праздника, шампанское покупать под Новый год не перестанут, и объемы его потребления в новогоднюю ночь вряд ли значимо снизятся. Однако ритейлеры подчеркивают, что любые реформы в алкогольной отрасли всегда приводили к каким-либо проблемам. В случае старта нововведений до праздников некоторые опасаются сбоев в поставках игристых напитков в предновогодний период.


Владимир Садовин, генеральный директор сети "Азбука вкуса":

"Никаких потрясений в этому году мы не ожидаем. Будет вполне традиционный предновогодний бум. Продажи декабря должны быть примерно на 60% выше продаж ноября. Приблизительно такая же предновогодняя динамика была и годом раньше. Разве что в кризисные годы предновогодние продажи были хуже".


Мария Курносова, директор по внешним коммуникациям сети "Ашан" в России:

"В этом году, как и прежде, к Новому году покупают шампанское, апельсины... Рост продаж в декабре к ноябрю должен быть на уровне 30-50%, однако продажи декабря 2012 г. по отношению к ноябрю 2011 г. должны несколько возрасти".


Алексей Жуков, директор по маркетингу фулфилмент-оператора "Бета продакшн":

"Мы ожидаем всплеска продаж к Новому году на рынке интернет-торговли. Прежде всего это связано с тем, что рынок дистанционной торговли, в частности интернет-торговли, находится на большом подъеме. В целом игроки интернет-торговли ориентированы на большой рост, который продолжится в 2013 г. На конференции Online Retail Russia были озвучены прогнозы роста оборота в следующем году ведущих игроков этого рынка: от 30% - Ozon, до 500% - Enter, KupiVIP планирует рост на 80-90%, Vikimart - 100-150%, E5 - 100%. Будут появляться новые склады, оборудование, технологии. Как показывает мировая практика, небольшие стартапы и средние игроки рынка все чаще будут задумываться о необходимости аутсорсинга услуг фулфилмента (фулфилмент-центры предлагают небольшим игрокам рынка помещения, склады, колл-центры и прочую инфраструктуру для бизнеса. - Прим. "Ко"). Остановить рост может только дефицит специалистов, наблюдаемый на рынке. Не хватает людей, с которыми можно успешно отстроить структуру: операционных директоров, среднего персонала и даже просто рабочих рук".


Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc.:

"Прогноз роста в этом году по отношению к предыдущему на 8,6% вполне реалистичен. Сейчас у ритейлеров растут продажи. Из неприятных сюрпризов в этом году можно опасаться сбоя поставок шампанского из-за новых мер по регулированию рынка".

Как справляем Новый год

Прогноз роста продаж в предновогодний период в 2012 г. по отношению к 2011 г.

8,6%

Всего на Новый год россиянин в среднем планирует потратить

15 500 руб.

На подарки планируют потратить

5800 руб.

На развлечения

2600 руб.

Источник: "Делойт"