Top.Mail.Ru
архив

Опять ЮКСИ

Перефразируя гениальную черномырдинскую фразу про то, что хотели как лучше, а получилось как всегда, надо заметить, что вот и ЮКОС, и «Сибнефть» всегда хотели как лучше, а получилось как всегда. Этим двум нефтяным компаниям, несмотря на обуревающее их чувство привязанности и трогательную близость их владельцев (с недавних пор, впрочем, находящуюся под сомнением), не удалось слиться в ЮКСИ в 1998 году. Не удалось слиться в «ЮКОССибнефть» и сейчас.

Первое слияние не состоялось по причине исчезновения предмета взаимного влечения: правительство запросило за госкомпанию «Роснефть» гораздо более серьезные деньги, чем планировали дать за нее Роман Абрамович и Михаил Ходорковский*. Хотела молодая семья купить полезную для совместного ведения хозяйства вещь, да магазин закрылся. Через пять лет опять заявление подали (на этот раз цель союза формулировалась как совместное стремление продаться подороже), в загс пришли, и тут случилось нечто. Делопроизводителю загса понравилось приданое невесты, делопроизводитель вызвал милиционера, который с криком «Брачующиеся, сойдите с ковра!» задержал невесту для выяснения личности, а гостей разогнал. Песню, козел, испортил…

Переходя от матримониальных ассоциаций к суровой правде жизни, отметим нынешнюю сложную позицию сторон. Очевидно, что инициатором выкручивания рук акционерам Group MENATEP, контролирующим формально уже созданную «ЮКОССибнефть», были акционеры «Сибнефти». Именно они выпустили в день объединительного собрания не согласованное с партнерами заявление о нежелании продолжать процесс слияния, они пытались навязать объединенной компании новое руководство и свое оперативное управление. По всем понятиям им и отвечать за несостоявшееся слияние по полной программе, с выплатой $1 млрд отступных. По сообщениям западных СМИ, сумма претензий акционеров ЮКОСа к Абрамовичу может доходить до $5 млрд. С другой стороны, объединяться с компанией, владельцы контрольного пакета которой сидят в тюрьме или выдавлены из страны, их акции арестованы, ни дня не проходит без новых выемок и отъема лицензий, – чистое безумие. Маловероятно, что подобная «делу ЮКОСа» ситуация возникла бы на Западе, но и там любая компания повела бы себя так же, как «Сибнефть», то есть шарахнулась бы от слияния с ЮКОСом как черт от ладана.

Исходя из вышеизложенного, не думаю, что кто-то рискнул бы бросить в «Сибнефть» камень, если бы не странная зависимость действий правоохранительных и контролирующих органов от хода переговоров между представителями акционеров «Сибнефти» и ЮКОСа. Возможно, что дело состоит только и исключительно в бездушном железном клацании государственной машины: она, запрограммированная на уничтожение ЮКОСа, совершает оборот за оборотом, пережевывая свою жертву, и никакого дела до лондонских переговоров ей нет. Однако при всей своей неповоротливости машина всегда оказывается в нужный момент и в нужном месте – вот что настораживает. ЮКОС, очевидно, не принял предложений «Сибнефти» и только за прошедшую неделю поимел: обыск в центральном офисе, выемку, возбуждение дел против руководителей опорного банка «МЕНАТЕП СПб», передачу лицензии на Талаканское месторождение «Сургутнефтегазу» и – до кучи – обнародование доклада ЦРУ, в котором сообщается, что Семен Кукес, нынешний глава правления ЮКОСа, в бытность свою президентом ТНК давал взятки российским чиновникам, о чем, вероятно, охотно рассказывал американским рыцарям плаща и кинжала. Как говорил классик, «удивительно своевременная книга». Вы не находите?

* Признан в России иностранным агентом.

Еще по теме