Top.Mail.Ru
рынки

Поймать волну: Китай нарастил поставки дизтоплива в Европу

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

В начале февраля начнет действовать запрет на поставки морем в Европу нефтепродуктов из России. Одновременно в G7 задумались об установке двойного потолка цен на них: более высокого для дизтоплива и керосина, пониже — для мазута. Эксперты в разговоре с журналистами прогнозируют ситуативное падение объемов экспорта, поскольку и Индия, и Китай сами производят нефтепродукты, а КНР уже нарастила поставки дизтоплива в ЕС — в объемах, позволяющих заместить российские поставки. Как это может сказаться на российском бюджете — в материале «Компании».

Двухуровневый потолок

С 5 февраля вступает в силу запрет на поставки российских нефтепродуктов в страны ЕС морским путем. Речь идет о мазуте, керосине и дизельном топливе. Уровень потолка на нефтепродукты пока не установлен, однако на этой неделе стало известно, что страны G7 задумались о применении двух уровней потолка цен на них. Один — для продуктов, которые торгуются с премией к сырой нефти, другой — для продуктов, реализуемых со скидкой.

Со слов представителя «Большой семерки», которого цитировал Reuters, неоднородный подход связан с тем, что дизельное топливо и керосин обычно реализуются по более высоким ценам к сырой нефти, в то время как на мазут действует дисконт и в целом он дешевле. Чиновник указал на сложности c установкой такого потолка: они связаны с большим разнообразием нефтепродуктов, а также с тем, что стоимость на них часто коррелирует с местом их покупки, а вовсе не со страной-производителем.

Тем не менее высока вероятность, что к 5 февраля в G7 все-таки определятся с ценовым потолком. При этом в Японии, по данным The Wall Street Journal, еще не решили, поддерживать ли потенциальный верхний предел на нефтепродукты. Однако заместитель пресс-секретаря японского МИД Юкико Окано сообщила, что страна находится «в тесной координации с государствами "семерки"» по данной теме.

Китайская альтернатива

Ранее директор Фонда энергетического развития и эксперт по энергетике Сергей Пикин заявлял в разговоре с «Компанией», что наибольшей сложностью сегодня могут быть не всевозможные потолки цен, а общее эмбарго на поставки топлива. Он прогнозировал, что ситуация может усложниться с 5 февраля на фоне запрета экспорта нефтепродуктов в ЕС. Именно на страны Евросоюза приходились основные объемы закупок, а Китай в приобретении российских нефтепродуктов не заинтересован, поскольку производит их сам, объяснял он.

Подтверждение этому находится в публикации Bloomberg. Издание сообщило, что Пекин с декабря резко нарастил поставки топлива в Европу. И именно китайский дизель поможет европейцам справиться с отсутствием импорта нефтепродуктов из России, отмечается здесь.

В прошлом году совокупный объем топлива, ввезенного в ЕС из РФ, по сведениям Vortexa Ltd., составил порядка 220 миллионов баррелей. Нахождение замены на весь этот объем в западных СМИ называют «сложным, но возможным» решением. По данным агентства, отгрузка дизельного топлива из КНР в декабре достигла рекорда с 2016 года. А квота на поставки топлива из Китая в 2023-м выросла почти в 1,5 раза (по отношению к 2022 году. — Прим. ред.), передает РБК.

По прогнозам Марка Уильямса, директора по исследованиям компании Wood Mackenzie Ltd., возможный объем поставок дизельного топлива из КНР в первом полугодии этого года может оказаться в диапазоне 400–600 тысяч баррелей в день. Это сопоставимо с объемами, которых Евросоюз и Лондон могут лишиться из-за ограничения поставок топлива из России по морю, полагает эксперт.

Влияние на бюджет

В разговоре с РБК аналитики оценили возможное снижение добычи и переработки нефти в РФ в 2023 году. Так, в Sinara Research спрогнозировали, что нефтедобыча уменьшится на 0,5–0,6 миллиона баррелей, до 10,2 миллиона баррелей в сутки. Переработка тем временем сократится на 11%, составив, таким образом, 244 миллиона тонн по итогам года, полагают эксперты.

Размер скидки на российскую нефть марки Urals, считают в «Синаре», к концу года сократится до 25 долларов за баррель (против 37 долларов в начале 2023-го). Со временем снижение цен привлечет большее число владельцев танкеров, которые хотят работать с нефтью из РФ, отмечают здесь. Таким образом, заминка, связанная с потолками цен и желанием ряда стран вникнуть в детали нового механизма, в будущем может не иметь столь значительного эффекта, считают в инвестбанке.

В «Ренессанс Капитале» полагают, что снижения экспорта нефти в России в 2023-м не произойдет, а цена в течение года приблизится к потолку в 60 долларов за баррель. Удержать прежние показатели позволит перераспределение потоков в Индию, Турцию и Китай, а также наращивание собственных мощностей для транспортировки топлива.

Пока что наиболее сложной наблюдатели на рынке называют именно ситуацию с нефтепродуктами, отмечая, что для их перевозки РФ потребуется более специализированный флот. О том, что Россия создаст собственный флот для транспортировки топлива (преимущественно в перечисленные выше страны. — Прим. ред.), в декабре со ссылкой на брокеров сообщало издание Financial Times. Другая причина, со слов экспертов, кроется в том, что и Индия, и Китай сами перерабатывают нефтепродукты и вряд ли будут очень заинтересованы в их приобретении.

По прогнозам директора по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрия Полевого, с февраля стоит ждать скидок на российские нефтепродукты, что, в свою очередь, может влиять на снижение нефтегазовых доходов страны. Эксперт не исключает, что в этом году нефтегазовые доходы бюджета РФ окажутся ниже базовых, которые сегодня установлены на уровне 8 триллионов рублей. Это может повлечь за собой необходимость компенсации их из ФНБ.