Оскароносный сексизм — цензура и платья за 4 млн $
Прогноз академиков, опубликованный в Twitter накануне церемонии, скандала не вызвал, в отличие от гендерной и расовой дискриминации, из-за которой от «Оскара» отворачиваются телезрители
Когда до начала 92-ой церемонии вручения премий «Оскар», которая пройдет 9 февраля в театре «Долби» в Лос-Анджелесе, оставались считанные часы, в Twitter-аккаунте Американской киноакадемии появился список победителей. Лучшим фильмом была названа картина «Паразиты», режиссером – Сэм Мендес, лучшим актером признан Хоакин Феникс, а актрисой – Рене Зеллвегер. Это неслыханное событие, впрочем, не вышло из тени старого скандала, сопровождающего премию уже несколько лет. Публика в сети выражает недовольство при помощи тегов #OscarsSoWhite и #DirectorsSoMale. Отсутствие в списке номинантов этого года женщин-режиссеров становится проблемой. Организаторы и критики гадают, как этот скандал отразится на телерейтинге церемонии. Тем более что и платья звезд за сотни тысяч и даже миллионы долларов уже не делают кассы.
Зрители обещают бюджет
Деятели Американской киноакадемии не первый год озабочены падающими рейтингами телевизионной трансляции вручения премии «Оскар». Ниже рейтинги — меньше рекламы, меньше и желающих платить за права на трансляцию. Кстати, один 30-секундный рекламный слот во время прошлогодней 91-й церемонии стоил 2,6 млн долларов. Среди рекламодателей значились компании IBM, Walt Disney, Paramount, Cadillac, Rolex, Google, McDonald’s, Samsung и другие гиганты. В среднем цена «входного билета» для коммерческих партнеров начиналась от нескольких миллионов долларов. Были и те, кто заплатил более 10 млн.
В 2019 году дела как будто пошли на лад. Тогда за шоу следили 29,6 млн человек, что на 3,1 млн больше, чем в 2018-м, когда был зафиксирован исторический минимум телеаудитории. Как бы то ни было, до рекорда 2000 года, когда аудитория трансляции составила более 46,5 млн зрителей, еще очень далеко. Не говоря уже о шоу-конкурентах типа финальных матчей Национальной футбольной лиги США, набирающих порядка 100 млн телезрителей. За финалы рекламодатели готовы платить гораздо больше: стоимость 30-секундного рекламного ролика в трансляции 2020 года достигла 5,6 млн долларов.
Можно было бы предположить, что в погоне за аудиторией любой скандал на руку мероприятию. Но нет, оказывается, не любой. Сегодня скандалы на расовой, гендерной и гомофобной почве кассу не делают и рекламодателей не привлекают. В отличие от «шалостей» попроще — нарушений дресс-кода, фешен-разборок, актерского эпатажа и неловких моментов, которые охотно эксплуатируют организаторы.
Серьезно прокололись
В 2016 году разразился один из самых громких оскаровских скандалов, когда стало известно, что на премию номинированы только белые актеры. Чернокожие актеры призвали бойкотировать премию. В американском «Твиттере» начал набирать популярность хештег #OscarSoWhite. О поддержке бойкота заявляли режиссер Спайк Ли и Джада Пинкетт-Смит, жена дважды номинанта «Оскара» актера Уилла Смита.
В 1940 году афроамериканка Хэтти Макдэниел, первая из чернокожих артистов, удостоилась премии за роль Мамушки в киносаге Виктора Флеминга «Унесенные ветром». Однако во время церемонии актриса сидела в зоне для «цветных». Следующая награда досталась афроамериканке Вупи Голдберг лишь в 1991 году.
Также в 2016 году о своем недовольстве заявили геи. Актер Иэн Маккеллен был разочарован, что академики проигнорировали актеров нетрадиционной ориентации, в то время как за роли геев награды получали натуралы — Том Хэнкс («Филадельфия»), Филип Сеймур Хоффман («Капоте») и Шон Пенн («Харви Милк»). Сам Маккеллен был номинирован, однако приз так и не получил.
В 2019 разразился еще один скандал, но, как говорится, обошлось. Накануне мероприятия в прессу попали старые твиты гомофобного содержания ведущего церемонии Кевина Харта («Очень страшное кино»). Представители ЛГБТ-сообщества возмутились, актер задержался с извинениями. В итоге «Оскару» пришлось отказаться от ведущего, что понравилось телезрителям.
Любопытно, что в прошлом году удалось замять еще один скандал. Чтобы сделать шоу динамичней, организаторы хотели вырезать из эфира вручение наград в технических номинациях, но «нарвались» на критику за дискриминацию профессий и отступили.
Что касается «Оскара» 2020 года, то пока недовольство вызывает полностью мужской список претендентов на главную режиссерскую номинацию. Теги #OscarsSoWhite и #DirectorsSoMale объединили возмущенную толпу интернет-пользователей. В число номинантов не вошли режиссеры Грета Гервиг («Маленькие женщины») и Лулу Ванг («Прощание»). Американский писатель Стивен Кинг также усмотрел несправедливость и написал на эту тему колонку в The Washington Post.
Кстати, за всю историю женщины-режиссеры пять раз становились номинантами, и лишь одна из них — Кэтрин Бигелоу, снявшая в 2008 году военную драму «Повелитель бури», — получила награду.
Политика — это шоу-бизнес!
Впрочем, не все оскаровские скандалы вызывают столь бурную реакцию общественности. Шутки на политические темы и нарушение официального black tie мероприятия — традиционный и вполне безобидный путь подогреть интерес к церемонии.
С торжества 1993 года, памятного политическими демаршами актеров Сьюзен Сарандон, Тима Роббинса и Ричарда Гира, много воды утекло. Тогда Роббинс и Сарандон пытались обратить внимание на проблему распространения ВИЧ на Гаити, а Гир осудил захват Китаем Тибета. Публика негодовала, однако сейчас «Оскар», кажется, нащупал свой формат.
В 2017 году досталось президенту Трампу. В его адрес не шутил только ленивый. Самой трогательной речью стало выступление лауреата «Золотого глобуса» 2016 года мексиканского актера Гаэля Гарсии Берналя, который высказался против миграционной политики. Шутки в адрес Трампа за год не иссякли, но все затмил «харви-гейт».
В 2018 году пришло время Time’s Up. От ведущего досталось Харви Вайнштейну: Джимми Киммел произнес речь на тему сексуального насилия в Голливуде. А актриса Фрэнсис Макдорманд, взявшая «Оскар» за главную роль в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури», посвятила свою награду всем женщинам в Голливуде.
На следующем «Оскаре» внимание политически активных номинантов вновь вернулось к Трампу — много шутили о политике, особенно иммиграционной. Спайк Ли, получивший награду за «Черного клановца», произнес страстную речь о прошлом и настоящем США: «Выборы 2020 года не за горами», — напомнил режиссер публике.
«Оскар» эпатирует нарядно
По части политики театр «Долби» в Голливуде вполне бы мог конкурировать с Капитолийским холмом, если бы не платья. Наряды — главная тема мероприятия, сразу после фильмов, конечно.
Скандалы типа ссоры кутюрье Карла Лагерфельда с актрисой Мэрил Стрип в 2017 году случаются не часто. Но никогда не говори никогда! Лагерфельд негодовал в интервью: «Мэрил выбрала платье, попросила приподнять линию выреза. Мы приступили к работе. А через несколько дней нам позвонил ее агент и сообщил, что платье больше не нужно, потому что они нашли бренд, готовый заплатить за выход». В тот год по красной дорожке трехкратная обладательница «Оскара» прошествовала в наряде Elie Saab. Стилисты актрисы опровергли обвинения в компенсации. О конфликте Стрип и Chanel судачили еще очень долго — впрочем, стороны вышли из него без репутационных потерь.
Как бы тщательно звезды ни подходили к выбору нарядов — любая неудача или удача в равной степени украшает церемонию.
Звезда прошлогодней красной дорожки, певец и актер Билли Портер, покорил зрителей своим экстравагантным черным платьем (ЛГБТ-активист Портер — известный любитель платьев). Он, кстати, почти затмил дам в розовом — «новом черном» церемонии. В 2019 году в розовом облачении от Brandon Maxwell блистала звезда фильма «Щегол» Сара Полсон. Розовое гофре с высоким воротником от Valentino Haute Couture выбрала английская актриса Джемма Чан («Две королевы»). Модные критики метнули стрелу и в Линду Карделлини («Мертв для меня»), назвав ее розовый убор от Schiaparelli Couture «пеньюаром». В случае с Джейсоном Мамоа критикам, впрочем, оставалось только снять шляпу — настолько неотразим в розовом костюме от Карла Лагерфельда был актер из фильмов «Игра престолов» и «Аквамен».
Самые дорогие платья «Оскара»
Эти платья достаются актрисам совершенно бесплатно. Модные дома предоставляют наряды на выход, иногда их дарят и заключают долгосрочные контракты, предусматривающие немалое вознаграждение для звезд — десятки и даже сотни тысяч долларов. Столько же стоят и сами платья. 100 тыс. долларов — высокая, но не рекордная цена за наряд звезды класса А. Столько стоило платье Кейт Уинслет от Valentino в 2007 году и наряд Шарлиз Терон от Dior Haute Couture в 2013 году, а также платье Джессики Бил от Chanel Haute Couture, которое актриса надела в том же, 2013, году.
Самое дорогое платье в истории церемонии было на Дженнифер Лоуренс в 2013 году. Наряд Dior Haute Couture оценивали в 4 млн $.
В 1997 году Николь Кидман выгуляла наряд Dior Haute Couture авторства Джона Гальяно за 2 млн $.
Платье Armani Privé за 200 тыс. $ было на Кейт Бланшетт в 2007 году. Наряд был вручную расшит кристаллами Swarovski.
Платье Calvin Klein за 150 000 $, расшитое жемчугом, досталось Люпите Нионго в 2015 году. Сразу после торжества наряд украли из гостиничного номера.
К «Оскару» в придачу
215 тыс. долларов стоит каждый из 24 gift box для номинированных актеров и режиссеров. Обычно «коробочек» 25, но в этом году актриса Скарлетт Йоханссон выдвинута сразу в двух номинациях. Ежегодно презенты готовит компания Distinctive Assets, также вручающая закулисные подарки на церемониях Tony и American Music Awards.
Собственно, «коробочки», а точнее чемоданы с продукцией различных брендов, начинают доставлять номинантам за неделю до вручения премии.
Среди подарков этого года — отдых в Испании на маяке, превращенном в люксовый отель, и сертификат на 25 тыс. долларов на косметические процедуры у знаменитого на Манхэттене врача-косметолога Константина Васюкевича. Также оскароносцев порадуют интеллектуальными системами для сбора мочи и умными бюстгальтерами.
Церемониальные факты
350 долларов — ежегодный взнос для членов Американской киноакадемии, которых на сегодняшний день больше 8 тыс. человек. Академики могут смотреть новейшие фильмы, участвовать в голосованиях по всем номинациям и посещать важнейшие премьеры.
Подсчетом голосов с 1935 года занимается один из четверки аудиторов — PricewaterhouseCoopers. Сбор и анализ данных проводится в секретном месте и занимает 1700 человеко-часов. Бумаги с результатами упаковываются в специальные конверты и в особо прочные кейсы. Три представителя PricewaterhouseCoopers отправляются на церемонию, в молчании проходят по красной дорожке и ждут своего выхода за кулисами.
Работа дважды давала сбой: в 1941 году газета Los Angeles Times нарушила эмбарго на новости и опубликовала результаты в вечернем выпуске перед церемонией. И в 2017 году, когда картина La La Land была ошибочно объявлена победителем в номинации «Лучший фильм». Партнер PwC Брайан Каллинан дал ведущим неправильный конверт.
Кто получил «Оскар» в 2020 году
Лучший фильм — «Паразиты» (Gisaengchung)Лучший актер — Хоакин Феникс («Джокер»)
Лучшая актриса — Рене Зеллвегер («Джуди»)
Лучший режиссер — Пон Чжун Хо («Паразиты»)
Прогнозы
Лидеры среди номинантов, по версии Gold Derby. Коэффициенты основаны на сочетании прогнозов экспертов, редакторов и пользователей. Указаны шансы и отметки «лучший выбор». Данные на 7 февраля.
«1917» (1917) |
Сэм Мендес | 5/1 | 3553 |
«Паразиты» (Gisaengchung) |
Пон Чжун Хо | 11/2 | 2128 |
«Однажды в... Голливуде» (Once Upon a Time... in Hollywood) |
Квентин Тарантино | 7/1 | 974 |
«Джокер» (Joker) |
Тодд Филлипс | 9/1 | 118 |
«Ирландец» (The Irishman) |
Мартин Скорсезе | 9/1 | 73 |
«Кролик Джоджо» (Jojo Rabbit) |
Тайка Вайтити | 17/2 | 66 |
«Брачная история» (Marriage Story) |
Ноа Баумбах | 10/1 | 31 |
«Маленькие женщины» (Little Women) |
Грета Гервиг | 21/2 | 18 |
«Ford против Ferrari» (Ford v Ferrari) |
Джеймс Мэнголд | 23/2 | 15 |
Хоакин Феникс | «Джокер» | 31/10 | 6586 |
Адам Драйвер | «Брачная история» | 39/10 | 269 |
Леонардо Ди Каприо | «Однажды в... Голливуде» | 9/2 | 54 |
Антонио Бандерас | «Боль и слава» | 9/2 | 40 |
Джонатан Прайс | «Два Папы» | 9/2 | 8 |
Рене Зеллвегер | «Джуди» | 31/10 | 6308 |
Шарлиз Терон | «Скандал» | 4/1 | 869 |
Скарлетт Йоханссон | «Брачная история» | 4/1 | 415 |
Сирша Ронан | «Маленькие женщины» | 9/2 | 124 |
Синтиа Эриво | «Гарриет» | 9/2 | 44 |
Сэм Мендес | «1917» | 16/5 | 5094 |
Пон Чжун Хо | «Паразиты» | 19/5 | 1405 |
Квентин Тарантино | «Однажды в… Голливуде» | 9/2 | 292 |
Мартин Скорсезе | «Ирландец» | 9/2 | 102 |
Тодд Филлипс | «Джокер» | 9/2 | 60 |