Особо опасный полис


По данным Национального союза страховщиков ответственности (НССО), сборы страховых премий по обязательному страхованию опасных производственных объектов (ОС ОПО) в прошлом году остались практически на уровне 2012 г., рост составил всего 2%. И это даже несмотря на вовлечение новой категории страхователей: с 1 января 2013 г. обязанность по страхованию ОПО коснулась также государственных и муниципальных учреждений. В результате общее количество опасных объектов, в отношении которых были заключены договоры страхования, за год увеличилось более чем на 20 000, а это почти 10% от всех ОПО, застрахованных в 2012 г.

Всего, по данным НССО, в прошлом году заключено 255 400 договоров ОС ОПО, что лишь на 13% больше, чем в 2012 г. (222 200). Лидерами рынка по сборам по-прежнему являются компании "Согаз" (1,7 млрд руб.), "Росгосстрах" (1,5 млрд руб.), ВСК (1 млрд руб.), "Ингосстрах" (787 млн руб.) и "АльфаСтрахование" (547 млн руб.). На их долю приходится больше половины всего рынка ОС ОПО.

"Концентрация в этом сегменте изначально высокая, - поясняет первый заместитель председателя правления "Согаз" Николай Галушин. - Связано это с тем, что деятельность по данному виду страхования могут осуществлять не все страховые компании, а только члены НССО. В 2013 г. в сфере ОС ОПО работали 63 страховые компании из 430 существующих в стране. На тройку лидеров приходится 45,5% сборов, на Топ-5 - 60,1%, на Топ-10 - 77,3%. По сравнению с 2012 г. концентрация данного рынка немного выросла (в 2012 г. на Топ-3 страховых компаний приходилось 43,8% сборов, на Топ-5 - 57,6%, на Топ-10 - 74%)".

В целом за 2013 г. российскими страховщиками собрано 9,35 млрд руб. против 9,163 млрд руб. годом ранее. Средний размер страховой премии по итогам года составил 36 000 руб., что оказалось на 7000 руб. меньше, чем в 2012 г. (43 000 руб.). При этом, как отмечает начальник отдела страхования опасных объектов ОАО "СК "Пари" Елена Гирина, выплаты выросли в пять раз (!), до 811 млн руб. Здесь стоит отметить, что, в отличие от всех других обязательных видов, законом об ОС ОПО предусмотрен механизм возмещения ущерба третьим лицам в результате аварий на незастрахованных ОПО за счет средств компенсационного фонда. Такие выплаты, по словам Николая Галушина, уже имели место. Также эксперт обращает внимание и на неблагоприятную тенденцию, характерную для нынешнего рынка: невысокий уровень пролонгации договоров страхования ОС ОПО в тех сегментах, где упростился порядок надзора, контроля за владельцами ОПО.

"Несмотря на ожидаемый рост в связи с вступлением в силу закона для бюджетников, по итогам прошлого года рынок ОС ОПО практически сохранил свой прежний объем, - констатирует заместитель начальника управления страхования ответственности ОСАО "Ингосстрах" Андрей Копыток. - Основным фактором, повлиявшим на корректировку сборов, стала массовая перерегистрация объектов в надзоре с последующим уменьшением страховых сумм по ним и объединением в более крупные".

Более того, для большинства государственных и муниципальных предприятий закон вообще стал полной неожиданностью. "В момент вступления его в силу многие из них оказались не готовы, - поясняет Елена Гирина. - Кто-то не заложил эти расходы в бюджет, а кто-то и вовсе не знал об этой обязанности". "Закладывать в свои бюджеты соответствующие статьи на ОС ОПО предприятия начали только в 2014 г.", - добавляет Андрей Копыток.

Но сложности с бюджетированием - это еще не все. "Многие бюджетники до сих пор не понимают специфики проведения конкурсов, поэтому на торговых площадках не выкладывают всю документацию для того, чтобы страховщики могли правильно идентифицировать опасный объект и применить понижающий коэффициент за уровень безопасности, - продолжает тему исполнительный вице-президент группы "Ренессанс страхование" Наталья Карпова. - Это, в свою очередь, приводит к тому, что государственные и муниципальные предприятия не получают возможных скидок".

"Большинство опасных объектов было построено еще в советский период, они постоянно ветшают, поэтому говорить об уровне их безопасности можно только со знаком минус, - добавляет эксперт. - Если, к примеру, еще в прошлом году максимальный размер понижающего коэффициента за уровень безопасности (КУБ) был равен 0,9, то с 1 января 2014 г. его величина изменилась до 0,7, то есть владелец может получить скидку до 30%. А начиная с 1 января 2016 г. это значение будет уже 0,6, и скидка может увеличиться до 40%".

Что касается в целом тарифов на страхование ОПО, то все игроки рынка, опрошенные "Ко", оказались единодушны во мнении, что в какой-либо корректировке они сейчас не нуждаются.

"Я не сторонник менять правила игры "на скаку", - высказывает свое мнение заместитель генерального директора САО "Гефест" Николай Николенко. - Неправильно менять тарифы, основываясь на статистике, собранной за два года, учитывая, что в полном объеме рынок заработал только с прошлого года, когда в страхование были включены опасные объекты, принадлежащие государству".

О том, что оснований для пересмотра тарифов сейчас нет, говорит и Елена Гирина: "Статистика пока не накоплена. Да и страховые выплаты носят отложенный характер. Хотя одна крупная авария (подобная аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) может в корне изменить ситуацию".

"Тарифы пересматривать не надо, надо скорректировать страховое покрытие, включив в него страхование экологических рисков, а также предусмотрев возможность страховых выплат родственникам (а не только наследникам, находящимся на иждивении) и увеличение страховых сумм по некоторым явно "недооцененным" ОПО - например, угольным шахтам", - предлагает Николай Галушин.

"Сейчас нет желающих увеличить лимиты даже в тех отраслях, в которых лимита при аварии явно не хватит, например, по тем же шахтам, - вторит коллеге Наталья Карпова. - Уже сейчас понятно, что справедливая страховая сумма с 10 млн руб. должна быть увеличена до 25 или 50 млн руб. Ведь при аварии на шахте, при которой гибнут шахтеры и спасатели, лимита в 10 млн руб. может не хватить даже на пятерых человек. Печально известная авария на шахте "Распадская", на которой в 2010 г. погибли десятки человек, это подтверждает".

Спросили мы наших экспертов и о том, каковы, по их мнению, перспективы развития российского рынка ОС ОПО. "Для понимания перспектив достаточно взглянуть на убыточность, - говорит Андрей Копыток. - Она растет. По сравнению с первым годом действия закона выплаты удвоились. Это связано с повышением страховой грамотности населения, его информированностью о законе, да и сами предприятия начали осознавать, что страхование - это реальный инструмент защиты от возможных рисков, связанных с эксплуатацией опасных объектов".

С ростом правовой грамотности населения связывает прогнозируемое увеличение убыточности и Елена Гирина: "Можно ожидать всплеска обращений граждан за возмещением вреда". Способствовать росту убыточности, по ее мнению, будет также и снижение поправочных коэффициентов (КУБ) к страховым тарифам. Кроме того, с 2015 г. и с 2017 г. будут также применяться коэффициенты к тарифам МВКП (максимально возможного количества потерпевших) и наличия/отсутствия страховых случаев соответственно. "Наверняка процедура урегулирования со временем будет совершенствоваться, что, несомненно, отразится на скорости получения страхового возмещения, - подчеркивает эксперт. - На сегодняшний день существует проблема в сроках получения акта технического расследования. Комиссии, которые занимаются расследованием причин аварии, очень долго выносят решение. В связи с этим, урегулирование случая затягивается на неопределенный срок. Так, по официальным данным НССО, на сегодняшний день имеется большое количество заявленных убытков, но неурегулированных (не хватает тех или иных документов). Данные по выплатам за 2013 г. не отражают реальную картину состояния рынка. То, что убытки будут расти, очевидно, и в ближайшие годы мы это увидим".

Все это, так или иначе, приведет к уменьшению сборов по итогам 2014 г. до 7-8 млрд руб.