Top.Mail.Ru
архив

Особое мнение

В понимании среднестатистического европейца роль масс-медиа в исламском мире ограничивается слепой пропагандой чьей-то идеологии (как правило, антигуманной и экстремистской). Катарский спутниковый канал «Аль-Джазира» сломал этот стереотип и доказал, что на арабском Востоке есть место независимым СМИ.

 

Канал «Аль-Джазира» сумел отобрать у Запада монополию на объективность и убедил мир, что арабские СМИ могут предоставлять зрителю различные точки зрения по любому больному вопросу, будь то борьба палестинцев с Израилем или военные действия в Ираке. Еще более удивительным этот факт выглядит на фоне того, что американские и европейские СМИ по мере нарастания конфронтации между Востоком и Западом становятся все более идеологически ангажированными и что западные страны делают первые, пока еще робкие шаги в отношении введения цензуры.

 

Катарская оттепель

 

Возникновение в Катаре первой независимой исламской телекомпании связано с именем нынешнего эмира Катара шейха Хамада бин Халифа аль-Хани. Взойдя на трон в 1995 году, новый правитель провел в стране серьезные демократические реформы, направленные в первую очередь на повышение инвестиционной привлекательности Катара в глазах международных нефтяных компаний. Во многом в угоду западным бизнесменам Хамад бин Халиф ввел в стране избираемый консультационный муниципальный совет (некое подобие парламента), дал женщинам право голосовать, учиться и работать на ранее недоступных для них должностях. В области средств массовой информации эмир-реформатор пошел на беспрецедентные меры: он решил практически полностью упразднить цензуру, а заодно и министерство информации, как главный орган контроля над масс-медиа. Бывший министр информации шейх Хамад бин Тамер аль-Хани возглавил только что образованный спутниковый канал «Аль-Джазира».

Хамаду бин Тамеру повезло – так быстро построить в Катаре телекомпанию западного типа ему удалось, потому что он возводил ее «на костях» неудачного проекта BBC. В 1995 году британская телерадиовещательная корпорация решила создать на Ближнем Востоке независимый телеканал на арабском языке. Был разработан совместный проект с компанией из Саудовской Аравии Orbit Communications (владелец нескольких каналов спутникового телевидения). За $35 млн в год Саудовская Аравия получила канал, работающий в соответствии со стандартами BBC, но уже через 20 месяцев власти поняли, что погорячились. Страна была явно не готова к принятию западных журналистских стандартов. Руководство BBC настаивало на редакционной независимости, а саудовским шейхам совершенно не хотелось видеть в эфире сюжеты о казнях врагов правительства или деятельности диссидентов. Orbit Communications была вынуждена разорвать контракт с BBC, а многие журналисты и технические специалисты, участвовавшие в проекте, были приглашены работать в «Аль-Джазиру».

 

Арабский ответ CNN

 

Хамад бин Халиф очень четко сформулировал концепцию нового канала. Это должен быть «арабский CNN». Впрочем, новоиспеченный правитель Катара плохо представлял себе, какие проблемы он наживает себе лично и своему небольшому государству. Шейх вложил в создание канала $140 млн, по его замыслу это должно было обеспечить первоначальное развитие проекта, в дальнейшем деньги планировалось, как это принято в западных медиа, получать от рекламы. Однако бизнес-план Хамада бин Халифа полностью провалился. Канал «Аль-Джазира» очень быстро стал предметом ненависти многих влиятельных людей на Ближнем Востоке и за его пределами. Одни обвиняли его в пособничестве израильской разведке, другие, наоборот, называли рупором исламских радикалов. Рынок рекламы на спутниковых каналах Ближнего Востока оценивается в $500 млн, но подавляющее большинство рекламодателей – это крупные международные компании, которые не заинтересованы подвергать риску свое благополучие из-за контактов с опальным СМИ. Несмотря на попытки правительства Катара дистанцироваться от канала, поддержание «Аль-Джазиры» на плаву обходилось катарскому бюджету примерно в $100 млн в год.

Вопреки финансовым проблемам канал быстро набирал популярность как в исламском мире, так и за его пределами. Журналисты «Аль-Джазиры» пытались каждую проблему рассмотреть с нескольких противоположных точек зрения. Героями репортажей становились абсолютно разные люди – от израильских официальных лиц до лидеров движения Хамас. В частности, «Аль-Джазира» стала первой арабской компанией, осмелившейся показать в эфире израильских лидеров. Ряд исламских государств, в том числе Иордания, Кувейт, Ливия и Сирия запретили на своей территории деятельность канала, но для многих представителей ближневосточной элиты «Аль-Джазира» все же осталась более «своей», чем западные телекомпании. Она могла создавать самые оперативные репортажи, снимая из таких точек, куда западным журналистам доступ был закрыт – например, из находящегося под огнем Кабула. В результате картинка с логотипом «Аль-Джазиры» все чаще стала появляться в эфире CNN. Настоящим «главным героем» телеканала стал Усама бен Ладен, эксклюзивное интервью с которым принесло «Аль-Джазире» поистине всемирную известность в 1998 году. Ее управляющий директор Мохаммед Ясем аль-Али рассказывает любопытную историю, связанную с международной популярностью канала. Когда офис «Аль-Джазиры» в Кабуле подвергся бомбардировке со стороны американцев, руководство компании направило в США официальный запрос о причинах инцидента. В ответ чиновники из Пентагона заявили, что они вообще не знали о существовании в Кабуле такого офиса. В то же время все прекрасно помнят, поясняет аль-Али, что во время операции в Афганистане CNN почти постоянно транслировала картинку «Аль-Джазиры». На минувшей неделе американская ракета попала в корпункт «Аль-Джазиры» в Багдаде, убив корреспондента Тарека Аюба.

 

США выступают за цензуру

 

Свободолюбивый телеканал за короткое время получил действительно массовое признание в арабском мире. Сейчас у компании как минимум 35 млн подписчиков на Ближнем Востоке и 175 000 в Северной Америке. Посещаемость web-сайта «Аль-Джазиры» достигает 17 млн пользователей в день. Однако финансовую выгоду из популярности телеканала извлечь по-прежнему сложно. Более того, компания лишилась единственного постоянного источника дохода – бюджетной поддержки. В 2001 году Хамад бин Халиф официально признал, что подвергся давлению со стороны американских властей. В частности, госсекретарь США – страны, считающей себя оплотом демократии, Колин Пауэлл порекомендовал эмиру «использовать свое влияние» для того, чтобы скорректировать новостную политику «Аль-Джазиры». Возможно, это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения шейха-реформатора. Несмотря на то что канал официально был независим от руководства страны, все претензии связанные с его работой, были адресованы непосредственно Хамаду бин Халифу, за пять лет таких протестов накопилось около 400. Кроме того, эмира обвиняли в использовании телеканала в личных целях – в частности, как средства, позволяющего дистанцироваться в глазах Запада от Саудовской Аравии, облить грязью своих конкурентов в нефтяном бизнесе на Ближнем Востоке и т.д.

 

На вольных хлебах

 

В итоге катарские власти решили отпустить «Аль-Джазиру» на «вольные хлеба». Официально с 2001 года канал должен зарабатывать деньги самостоятельно. Искать источники доходов компании, видимо, придется на Западе, так как ближневосточные рекламодатели по-прежнему относятся к каналу крайне осторожно. Впрочем, несмотря на это, в 2001 году «Аль-Джазира» получила $53 млн от рекламы. Одним из основных источников ее дохода остается продажа «картинки» крупнейшим западным телекомпаниям. Как поясняет аль-Али, за пару минут пленки с бен Ладеном западные агентства платят до $250 000. Сколько «Аль-Джазире» удалось получить от CNN за эксклюзивные съемки бомбардировок Кабула - неизвестно, но, по некоторым данным, сумма контракта могла составить несколько десятков миллионов долларов.

Тем временем сама CNN, достигшая расцвета после иракской кампании 1991 года, сдает позиции на североамериканском рынке. В конце 2002-го телеканал FoxNews, который многие в США называют «придворной телекомпанией Буша-младшего», серьезно потеснил детище Теда Тернера. FoxNews нередко проявляет «крайнюю степень патриотизма» при освещении «освободительных» кампаний Пентагона. Это обстоятельство затрудняет «Аль-Джазире» выход в американский эфир – вряд ли такому политически неблагонадежному игроку найдется место в передачах FoxNews.

Иная ситуация в секторе коммерческого ТВ. Важным источником доходов руководство арабского канала, считает вещание на английском и на других европейских языках. В западных странах зритель уже привык к платным спутниковым каналам, поэтому «Аль-Джазира» вполне может работать на этом рынке, и, если освоится на нем, проблема с получением доходов от рекламы отойдет на второй план. Деньги в секторе коммерческого телевидения приходят от подписчиков, а не от рекламодателей. Потенциальная аудитория – арабская диаспора в США и Европе, а также все жители этих стран, желающие знать точку зрения «противоположной стороны».

В лучших традициях западных телеканалов «Аль-Джазира» собирается в ближайшее время стать публичной. Хамад бин Тамер заявлял о своей уверенности, что акции телеканала будут пользоваться спросом, что позволит найти средства для дальнейшего развития.

Несмотря на то что бизнес-перспективы по-прежнему остаются туманными, в арабском мире уже нашлось немало желающих повторить «эффект «Аль-Джазиры». В частности, ливанский спутниковый канал LBC и издающаяся в Лондоне газета «Аль-Хайят», принадлежащая саудовскому принцу Халиду бен Султану, приняли решение вложить $12 млн в телекомпанию NewsroomInk. По словам авторов проекта, некоторое время канал поработает в пробном режиме, и, если тест пройдет успешно, будет запущен новый 24-часовой новостной канал, созданный по модели круглосуточного вещания CNN. Предполагается, что с этим каналом будут сотрудничать около 70 корреспондентов со всего света. Главным редактором станет Джихад эль-Хазен, возглавляющий «Аль-Хайят».

Саудовская Аравия также представила в Лондоне новый канал «Арабское телевидение» (ATV). Компания будет вещать на английском языке, а ее передачи адресуются слушателям Европы и Северной Америки. Сами сотрудники «Аль-Джазиры» относятся к своим потенциальным соперникам скептически. «У нас есть ресурс, которым, к сожалению, не обладают наши конкуренты – это свобода слова», – поясняет Хамад бин Тамер.

Еще по теме