Особое мнение

Появится ли в России реклама, нацеленная на людей пожилого возраста? А телевизионные ролики, рассчитанные на представителей сексуальных меньшинств? Эксперты считают, что ждать этого осталось недолго. Поиск уникальных целевых групп, который постоянно ведут компании на Западе, начинают и российские маркетологи.

 

Ни для кого не секрет, что максимально точно определить целевую группу – значит заложить основу для успешного продукта или услуги. Но как найти свою заветную аудиторию, если глубоких исследований рынка не проводилось, а потребители в массе своей не настолько богаты, чтобы ориентироваться на какие бы то ни было характеристики товара, кроме его цены? В такой ситуации приходится «стрелять из пушки по воробьям», что и делают большинство российских компаний, пытаясь охватить рекламой всех потенциальных потребителей товарной категории, не ища уникальных покупателей.

По мнению Олега Паралюша, директора по стратегическому планированию рекламного агентства «Приор», подобное поведение рекламодателей легко объяснимо. Во-первых, компании боятся излишне заузить аудиторию, лишив себя тем самым значительной доли продаж. Во-вторых, существует опасность совершить ошибку при определении наиболее значимого критерия, по которому выделяется потребительская группа. «Гигантомания – это следствие страха выделить одно главное свойство аудитории, – считает Паралюш. – Степень такого страха можно уменьшить с помощью исследований или интуиции. Но большинство продолжают считать, что быть «таким, как все» менее рискованно, чем попытаться отличиться. Поэтому, например, все новые марки российских телевизоров хотят занять главное место в домах покупателей. А вариант стать «вторым телевизором» производителей обижает». Наконец, третья причина, по мнению Паралюша, – отсутствие уверенности в том, что СМИ и другие рекламоносители доведут информацию именно до нужной целевой группы.

И все-таки мировая тенденция к «конкретизации» целевых аудиторий вряд ли обойдет Россию. Первые ее признаки заметны уже сейчас. «Можно с уверенностью утверждать, что время коммуникаций, нацеленных на всех и ни на кого, проходит, но все же нельзя сказать, что это окончательно в прошлом, – считает Наталья Прокофьева, гендиректор компании Prof.com. – Так операторы мобильной связи все чаще слогану «мобильная связь для всех» предпочитают «соответствовать уровню». А вот страховщики все еще настойчиво твердят о том, что им нужны все, свою аудиторию они четко сегментировать не могут и хотят захватить посредством рекламы хоть кого-нибудь».

Среди удачных примеров нацеленной рекламы специалисты называют кампанию «Tide или кипячение». В одной из наиболее скучных и затоваренных категорий агентство Leo Burnett нашло уникальную целевую аудиторию – женщины с низким доходом, по старинке кипятящие грязное белье. Паралюш приводит в пример еще несколько неохваченных рекламой групп: женщины-автолюбительницы; женщины, находящиеся в декретном отпуске; и даже неудачники и пессимисты. «Вся наша реклама демонстрирует успешных и довольных жизнью людей, почему бы не выпустить пиво для тех, у кого «не задался» день… или вся жизнь?», – рассуждает Паралюш.

 

Рекламное меньшинство

Но прежде чем российское телевидение покажет ролики для пессимистов, по мнению экспертов, должна появиться реклама, ориентированная на людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

В Европе и особенно в США подобная реклама давно стала привычным явлением. По подсчетам британской авиакомпании Virgin, предложившей несколько лет назад специальную систему обслуживания для клиентов-геев, к сексуальным меньшинствам можно отнести 13 млн американцев. А результаты исследования, проведенного компанией Rivendell, показали, что суммарный объем затрат на рекламу для геев в американских СМИ превысил в 1999 году $155 млн, и эта цифра постоянно растет. Данные Гринфилдской исследовательской службы показывают, что 77% людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией предпочитают покупать товары тех производителей, которые демонстрируют свое дружелюбное к ним отношение. «Во всем мире это целый пласт рекламных сообщений – выпускаются гей-справочники, постоянно появляется печатная реклама соответствующих ночных клубов. Даже крупнейшие мировые компании – производители мебели, косметики, одежды – часто сознательно снимают рекламные ролики, ориентированные на геев», – говорит Наталья Аксенова, супервайзер по работе с клиентами агентства Proximity Russia.

На сегодняшний день неизвестно, проводились ли какие-либо серьезные исследования гей-аудитории в России. Но специалисты считают, что уже в ближайшие несколько лет сексуальные меньшинства могут стать желанной целевой группой для многих компаний. По мнению Натальи Прокофьевой из Prof.com, одними из первых рекламу, ориентированную на эту аудиторию, могут создать производители пива. «Здесь наиболее сильная конкуренция. Пивовары борются буквально за каждую десятую долю процента на рынке – именно они раньше других могут начать поиск «неокученных» потребителей», – считает Прокофьева. С ней соглашается сотрудник отдела маркетинга пивоваренного завода «Вена», предоставивший комментарий на условиях анонимности: «Российский пивной рынок уже вступил в стадию сегментации, поэтому возможно появление брэндов и рекламных роликов, нацеленных на узкие группы потребителей, в том числе и на секс-меньшинства».

Впрочем, создавать продукты для геев компании не спешат, да и не будут делать этого до тех пор, пока маркетинговые исследования не подтвердят наличие достаточно большого количества представителей этой аудитории и, что немаловажно, их платежеспособность. Кроме того, появление подобной рекламы должно быть адекватно воспринято большинством населения. «Если в столицах гомосексуализм позиционируется как явление стильное и модное, то остальная часть населения России все же говорит об этом шепотом, застенчиво краснея», – считает Галина Скворцова, менеджер по маркетингу косметической компании Avon.

Так что пока компании ограничиваются спонсированием мероприятий в гей-клубах (водка Absolut, сигареты Kent). Хотя были и более смелые акции. В 1999 году петербургская пейджинговая фирма «Компас-Телеком» объявила о том, что собирается оказывать услуги для геев. Компания даже специально наняла в штат мужчин-операторов. Но к 2000 году геев среди клиентов «Компас-Телекома» набралось не больше 7%. Дальнейшая судьба компании неизвестна – по телефонам, указанным в рекламе, до нее дозвониться нельзя.

 

Для тех, кому за…

Еще одна часть населения, практически не охваченная рекламодателями, – люди пожилого возраста. Российский рынок и здесь пока очень сильно отличается от европейского или американского.

В странах с развитой экономикой люди старше 60 лет составляют 20% населения, хотя еще в 1950-х годах их число не превышало 12%. Помимо того что пожилых людей становится больше, повышается и уровень их жизни. По данным Senioragency International, агентства, специализирующегося на маркетинге для пожилых, люди в возрасте от 50 лет владеют 3/4 капитала в развитых странах; в США они контролируют 4/5 всех сбережений в банках. Как считают западные специалисты, реклама крупнейших компаний со временем перепрофилируется и окажется в значительной степени сфокусирована на зрелых потребителях. Косметическая компания Lancome уже прибегла к услугам 42-летней актрисы Изабеллы Росселини – женщины «за сорок» составляют более половины всех потребителей кремов для лица в Западной Европе. В прошлом году L'Oreal пригласила 57-летнюю французскую актрису Катрин Денев стать лицом фирмы. А концерн Danone, например, выпустил новую линию минеральной воды, обогащенной кальцием, с хорошо читаемыми надписями на этикетке и легко открывающейся пробкой.

Российские пенсионеры пока не могут похвастаться таким вниманием со стороны рекламодателей. «Помимо того что это одна из наименее обеспеченных в России социальных групп, наши пенсионеры в силу некоторых психологических черт практически не воспринимают рекламу, – говорит Галина Савина, гендиректор рекламного агентства Rose. – Самым важным атрибутом товара и практически единственным фактором при выборе той или иной марки для них является цена».

С Савиной согласна и Галина Скворцова из Avon. «С моей точки зрения, отечественная реклама пока напрямую не обращается к аудитории старше 50 лет. Это, скорее всего, объясняется низкой покупательной способностью данной группы. Даже реклама пищевой добавки, укрепляющей кости, обращена к дочери, которой предлагается приобрести эту добавку для своей матери. Я думаю, ситуация будет меняться по мере того, как успешные сегодня тридцатилетние люди будут стареть», – полагает Скворцова.

 

Устами младенца

Но если у кого-то нет возможности дожидаться, пока средний класс состарится, имеет смысл обратить внимание на другую возрастную группу – детскую.

По данным Госкомстата, в России живут 31,6 млн детей. Наталья Березовская, директор компании Kids Market Consulting, очень высоко оценивает потенциал детской аудитории. «Ребенок имеет свою сумму карманных денег и тратит ее по своему усмотрению, – говорит Березовская. – Эта сумма невелика, но стабильна и увеличивается с возрастом ребенка. Кроме того, ребенок оказывает влияние на совершение покупок взрослыми членами семьи. Это могут быть не только «детские» продукты (сладости, напитки), но и «семейные» (кетчуп, майонез). Наконец, немаловажно, что, вырастая, дети способны сохранять лояльность ряду торговых марок».

В последнее время на российском рынке появилось несколько брэндов, реклама которых обращается к детям – «Рыжий Ап» («Вимм-Билль-Данн»), «Маленькая фея» («Калина»), «Быстренок» и «Мечталки» («Быстров»). Перспективность такой продукции подтверждает пример «Рыжего Апа» – созданная в 2000 году торговая марка сейчас занимает 13,9% в сегменте глазированных сырков. А доля «Маленькой феи» в обороте концерна «Калина» составила в 2002 году 4,2% ($5,5 млн).

 

Как их достать

Маркетологи считают, что вышеперечисленные аудитории в силу своей «неиспорченности» довольно восприимчивы к рекламе (кроме пенсионеров). Но это не значит, что они поддадутся на первый же рекламный слоган. Так, по мнению Натальи Березовской, для того чтобы заинтересовать продуктом детей, необходимо серьезно продумать рекламное сообщение с учетом особенностей речевого развития определенного возраста, поведенческих характеристик и т.д. Но есть и общие рекомендации. «Дети остро чувствуют фальшь и не прощают неискренности; не переигрывайте и не старайтесь выглядеть чрезвычайно «крутыми» и «прикольными». Ключ к вниманию ребенка – юмор, забавные простые сюжеты, персонажи, на которых хочется походить либо в которых можно узнать себя. Для детей реклама – опыт и получение информации, расскажите им что-то важное о продукте», – советует Березовская.

Представители секс-меньшинств более падки на все новое, необычное, считают специалисты. Они охотно покупают все, что помогает выделиться из толпы. Предпочтения российских пенсионеров, напротив, можно определить как консервативные, но это не означает, что им понравится скучная реклама. Для этой группы самым важным критерием выбора остается цена.

Заинтересуются ли компании той или иной нестандартной аудиторией, покажет время. Но рекламодатель, не рискнувший сделать первый шаг сейчас, в будущем может оказаться в ситуации, когда его реклама потеряется среди сотни таких же роликов, ориентированных на вчера еще считавшуюся необычной целевую группу.