Top.Mail.Ru
архив

«Особых отношений с DaimlerChrysler у нас нет», –

18.03.200200:00

Про крупнейшего по объемам продаж российского дилера DaimlerChrysler – компанию «АЗР Автомобиль – звезда Руси» нередко говорят, что за ней стоит сам могущественный производитель автомобиль с трехлучевой звездой. Беседа председателя правления «АЗР» Петера Герстманна с обозревателем «Колеса» Юрием Хнычкиным началась с опровержения этого заблуждения.

Петер Герстманн: Слухи возникают по двум причинам. Во-первых, все акционеры компании – немцы, да и в менеджменте компании есть четыре немецких гражданина, в том числе и ваш покорный слуга. Но из того, что мы можем свободно разговаривать по-немецки с соотечественниками в московском представительстве DaimlerChrysler и в Штутгарте, еще ничего не следует, не правда ли? Во-вторых, «АЗР» традиционно первенствует по объему продаж среди российских дилеров компании. Но и это результат нашей работы, а не следствие происхождения. Так что никаких особых отношений с концерном у нас, к сожалению, нет.

«Ко»: Согласитесь, что для нашего авторынка даже участие иностранных акционеров в капитале дилерской фирмы далеко не типично...

П.Г.: «АЗР» была создана в 1993 году (к операциям приступила в 1994-м) группой иностранных граждан, имевших опыт работы в России, хотя и никогда не участвовавших в автобизнесе. У них были определенные связи с российским Министерством обороны, а точнее – с ЦСКА, на территории которого обосновалась дилерская компания. В нашем здании раньше был тренировочный каток, к моменту основания «АЗР» вышедший из строя и использовавшийся военными в качестве склада. Восемь лет мы работаем в этом помещении и сейчас находимся уже на пределе физических возможностей. В ближайшее время на территории ЦСКА «АЗР» начинает строительство комплекса MercedesBenzPlaza. Это будет современное девятиэтажное здание, в которое переедут управленческий аппарат, шоу-рум и магазин запчастей. Теперешнее помещение будет целиком переоборудовано под техцентр. Кстати, маленькие площади не мешают «АЗР» занимать первое место среди российских дилеров по качеству обслуживания клиентов DaimlerChrysler(по версии представительства компании). У нас чрезвычайно низкая текучесть кадров – кстати, весьма квалифицированных. Плоды ли это иностранного менеджмента или высокой мотивации российских сотрудников, которых в компании, конечно, большинство? Судите сами.

«Ко»: По результатам прошлого года «АЗР» вновь стала лидером продаж среди российских дилеров DaimlerChrysler. Вы планируете и в этом году сохранить первое место?

П.Г.: Прошлый год был вообще удачным для всех российских автодилеров, хотя я скажу, возможно, крамольную вещь: всех завораживают цифры – рост продаж в два, три раза… Статистика – вещь скользкая. Я уверен, что во многом (а для сегмента дорогих автомобилей в особенности) рост продаж в 2001 году был обеспечен не за счет взрывного спроса или титанических усилий продавцов, а за счет того, что «серым» дилерам были перекрыты или затруднены каналы ввоза машин. Рынок растет каждый год не более чем на 10% – 15%, но в 2000 году этот прирост достался «серым» дилерам и, естественно, официальной статистикой учтен не был. У нас есть ряд моделей (в первую очередь внедорожники G-класса), которые, как это ни печально, продаются официальными дилерами DaimlerChrysler в Германии российским «серым» дилерам. Причин две: приличный разрыв в немецких и российских розничных ценах, а также стремление немецких дилеров сохранить за своей маркой долю рынка. Ведь если машина продана в Германии, то она засчитывается в местные продажи. А то, что она немедленно уехала в Россию, ни немецкую, ни российскую статистику не интересует. 

«Ко»: Может быть, положение могло бы улучшиться за счет участия самого производителя в капитале дилеров? Ведь если бы в России по немецкой модели создавались так называемые нидерлассунги (Niederlassung – дилерское предприятие, принадлежащее фирме-производителю. – Прим. «Ко»), то «АЗР» могла бы претендовать на такой статус и соответствующее внимание головной компании…

П.Г.: Я полагаю, что российский рынок пока еще не развился до такой степени. Ведь создание производителем собственной сбытовой сети свидетельствует о его желании ужать до предела издержки по маркетингу и дистрибуции автомобилей. Пока же, как вы знаете, с 1 апреля 2002 года компания «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» полностью централизует ввоз машин в Россию. На нынешнем этапе развития рынка это логично.

«Ко»: Сейчас автодилеры увлечены различными схемами стимулирования сбыта: trade-in, кредитными продажами, торговлей «секонд-хэндом» своих марок. Что из этого присутствует в арсенале «АЗР»?

П.Г.: Для организации trade-in у нас пока физически нет места, то есть стоянки. Кредитные продажи «АЗР» практикует, хотя российские банки ограничивают размер кредита на одного заемщика суммой $30 тыс., а на эти деньги Mercedes не купишь. То есть кредит может быть только подспорьем к основной сумме, накопленной клиентом на новую машину. Что касается вторичной торговли ввезенными из Германии машинами, то по российскому законодательству льготы на импорт трехлетних машин предоставляются только физическим лицам. Поэтому вся эта торговля – чистая самодеятельность, хотя бы и «под крышей» какого-либо официального дилера. Мы же клиентов подставлять не хотим, ибо более всего дорожим репутацией «АЗР». Ни одна из машин, проданных нами, не должна вызывать у клиента ни малейших юридических проблем.

Еще по теме