Остаемся зимовать

23.12.201300:00

Прага, Бангкок и Пхукет – обычно такие направления, по данным «Яндекс.Авиабилеты», выбирают москвичи, собираясь праздновать Новый год за границей. Но для тех, кто хочет экзотики, «Ко» предлагает свои варианты зимнего отдыха: куда отправиться за впечатлениями, с кем и, главное, за сколько.


Кожухов с приключениями

В японском выпуске передачи «В поисках приключений» Михаил Кожухов, «тот самый мужик с усами, который ездит по всему миру и ест тараканов», разделывает ядовитую рыбу – фугу, пытается освоить искусство владения мечом на занятии кэндо и пробует нормальные, человеческие сасими, где тунца в три раза больше, чем риса. Следующую серию смотреть вообще невозможно: обучение стрельбе из лука и дегустация традиционного японского десерта содержат все признаки разжигания туристической зависти. «Специального «донжуанского» списка у меня нет, но по всему выходит, что я объездил сотню плюс-минус еще несколько стран», – скромничает Михаил в интервью «Ко». Весной этого года, когда на рынке подскочил спрос на авторские, экзотические маршруты, журналист открыл «Клуб путешествий Михаила Кожухова» и за пять месяцев вывел проект на самоокупаемость. Как ему это удалось? Почти за тридцать лет журналистской карьеры Кожухов встречал Новый год в разных точках земного шара. Самым ярким, вспоминает он, оказался 1989 г. Михаил тогда работал собкором «Комсомольской правды» в Афганистане. «Это случилось в канун вывода войск, под Баграмом, в доблестном гвардейском десантном полку. Новогодний салют был необычным: полк салютовал из всего, что только стреляло. Командир считал своим долгом лично встретить праздник в каждой роте, батальоне и в финале – со штабом, – рассказывает журналист. – Ну и мне с ним пришлось». Запуская «Клуб путешествий», Кожухов поставил на самого себя и не прогадал: среди двадцати направлений «звездными» считаются туры, которые он проводит лично.

«Встретьте праздник на пляже в Бразилии! Прямо в море горит огнями огромная елка, все выходят на пляж, праздничные салюты отражаются в море... Вы увидите одно из чудес света – необыкновенной красоты водопады Игуасу», – предлагает Михаил. План двухнедельных новогодних каникул директор «Клуба путешествий» разрабатывал сам: за $5950 российского туриста ждут побережье колониального городка Ангра-душ-Рейш, танцы до рассвета и обычай пускать по воде горящие свечи на деревянных подставках в честь богини моря Йеманжи. Другой вариант – поездка в Чили и Перу. «Потратите около $6000, но и впечатлений хватит на целый год. Остров Пасхи, город инков Мачу-Пикчу, посещение тростниковых островов и знакомство с «озерным народом», глубочайший Колкинский каньон, прекрасная Лима, – перечисляет журналист. – Чудесный старт нового года!» Он хорошо умеет убеждать людей.

За пять месяцев существования «Клуба путешествий» за границу отправились 70 человек – с Кожуховым или без. «Надо понимать, что для нас это «штучная» работа. Иной раз маршруты настолько необычные, что, конечно, стоят 10–15 «пляжных» поездок», – уверяет Михаил. Кожуховские «фишки» и связи с местными мастерами, фермами и даже племенами влияют на разброс цен: от $1000 за вояж во Францию до $8000 за приключения в Австралии. Сейчас бизнес известного журналиста переживает «романтический» период – проект окупился за пять месяцев, в планах – расширение географии путешествий, в том числе за счет России. В первую очередь Михаил Кожухов повезет соотечественников на Байкал и за Полярный круг – кататься на оленях и ночевать в чуме. Из экстремального пока не так много – сплавы по рекам, которые так любит сам Кожухов. На сегмент «пляжного» отдыха журналист даже не претендует: загар и лишние килограммы пусть остаются у масс-маркета, подчеркивает он.

У «Клуба путешествий Михаила Кожухова» есть несколько учредителей. Сумму инвестиций, а также размер своего стартового капитала журналист не озвучивает. «Но это не астрономические деньги», – уточняет он.

Финансовая сторона дела, по его словам, пока закрытая информация – слишком рано для подсчетов затрат и прогнозов по прибыли. «Лучше присоединяйтесь ко мне в феврале в большом путешествии по Новой Зеландии», – зазывает Кожухов. За 17 дней и 8000 евро путешественники успеют все – приготовить местный десерт, исполнить «хаку» вместе с новозеландскими маори, побывать на шаманском магическом обряде и соорудить себе юбки из тростника.

«Самых отважных ждет сразу несколько испытаний: спуск в зорбе с живописных гор в Ротовегасе, сплав по реке с семиметровыми порогами, полет на вертолете над горой Кука с приземлением на высокогорном леднике, – рассказывает Михаил. – Если повезет, то встретим птицу киви».

Если нет, не страшно: вечерние разговоры с Кожуховым «за жизнь» включены в программу в любом случае.

«Известность, безусловно, поможет Михаилу привлечь клиентов в агентство, для маркетинговых целей это отличный ход, – рассуждает Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS. – Но получится ли сохранить этих клиентов, зависит в большей степени от того, какая команда будет работать в агентстве. В туризме человеческий фактор играет ключевую роль».


Рассекая льды

В декабре в Антарктиде наступает лето: на солнце температура достигает +10–15 градусов, «погреться» приплывают киты и касатки, а у пингвинов вылупляются птенцы. Зрелищнее, наверное, только айсберги: ледяные громады сталкиваются друг с другом, разбиваются на куски и плывут дальше. Сегодня антарктический мир стал доступнее: достаточно заплатить $6500, и компания Poseidon Expeditions отвезет вас на судне класса люкс на край света.

Такое новогоднее путешествие с посещением российской антарктической станции «Беллинсгаузен» точно запомниться на всю жизнь.

Основатель и член совета директоров Poseidon Expeditions Николай Савельев, как герой Джорджа Клуни в фильме «Мне бы в небо», живет в самолетах с недлинными такими пересадками: год в Токио, чтобы открыть филиал и проследить за его работой, два года – в Лондоне, столько же – в Нью-Йорке. Сейчас на очереди Шанхай. Там уже имеется представительство Poseidon Expeditions, но его недостаточно: спрос на путешествия в Антарктиду, Арктику и на Северный полюс растет в геометрической прогрессии. В Антарктиде, например, по данным Николая Савельева, в позапрошлый сезон побывали около 18 000 человек, в прошлом году количество туристов превысило 34 000.

Особенный ажиотаж наблюдается в Поднебесной: в 2011 г. его компания отвезла туда всего 130 китайцев, в 2012 г. – 325 человек. «И это только начало», – считает Николай.

Савельев знает тонкости судоходства как свои пять пальцев – уж слишком давно он в морском бизнесе.

Николай вырос в Новороссийске, ради долга Родине ему пришлось прервать обучение в Морской государственной академии им. адмирала Ушакова. «После армии моя история разворачивалась по-другому сюжету, – вспоминает бизнесмен. – Я окончил экономический институт и устроился в Министерство экономики».

В 1990-х после совместной работы над проектом судоходной компании «Витязь» его пригласили на должность супервайзера. Спустя год предприимчивый господин Савельев изменил ход истории, превратив советский судоходный кооператив в собственную «империю». «Я уже 22 года занимаюсь пароходами. И к туризму имею весьма опосредованное отношение.

Моя основная роль в этой компании – фрахт судов и организация логистики», – добавляет он.

Николай Савельев утверждает, что обошелся без стартового капитала – хватило знаний. «Мне давали суда во фрахт. Пароход каждый дурак может купить. Вопрос в том, что на нем возить», – объясняет предприниматель. Продавая «ледяную» экзотику иностранцам (офис в России Савельев открыл лишь пять лет назад), он «отбил» вложенные «знания» за три года. Сейчас годовой оборот группы компаний Poseidon Expeditions достигает $60 млн. За это время команда Савельева организовала свыше ста экспедиционных круизов на Северный полюс и в районы Антарктики.

В собственном и совместном управлении компании порядка шести круизных судов, и в следующем году Николай Савельев собирается построить серию новых экспедиционных судов ледового класса. «Мы понимаем объемы рынка, – объясняет бизнесмен причину успеха. – Точно знаем, где и сколько туристов обращаются за нашими услугами. Исходя из этих потребностей, через два года нашего флота не хватит».

Портрет целевой аудитории Николай Савельев рисует до мельчайших деталей. В России она делится на две категории – интеллектуалы и романтики, которые в детстве зачитывались историями о Великих географических открытиях, и «эчивиры» (вот англ.

«достигать». – Прим. «Ко»), поставившие себе цель – побывать во всех уголках Земли. «За границей это средний класс. В основном пенсионеры, у которых есть средства, время и интерес к активным путешествиям. Отдельная история – азиатский рынок. Для него в первую очередь важен вопрос престижа. У нас был один пассажир, который ради того, чтобы побывать на Северном полюсе, продал свой дом. Хотя, может быть, у него их несколько...», – добавляет Николай. Поэтому предложения Poseidon Expeditions сформированы под любые запросы: люксовые каюты от $20 000 или распродажные и более доступные варианты от $6500 тыс.

«Этот сезон уже раскуплен, – поясняет господин Савельев. – Сейчас мы предлагаем путешествия на сезон 2014–2015 гг.».

Как одолеть главных конкурентов (а в мире их около двенадцати) – норвежскую корпорацию Hurtigruten, голландскую компанию Oceanwide или канадскую Quark, Савельев тоже знает. Его первое правило – быть гибким и быстро реагировать на любые изменения рынка. «В заграничных корпорациях сложно строить бизнесотношения – все очень жестко и неповоротливо. Чтобы получить согласие той же Hurtigruten на изменение маршрута, вы замучаетесь им писать», – рассуждает бизнесмен. Самый обычный пример: группа китайских туристов захотела зайти в Антарктиде на свою полярную станцию. Им отказали. «Обратились к нам, – вспоминает Николай Савельев. – Изменение маршрута – это действительно большой труд: согласования, издержки, денежные риски. Но мы ориентируемся на потребности наших заказчиков, поэтому оперативно решили вопрос».

Репутация, уверен Николай Савельев, главный козырь на растущем круизном рынке. Он вспоминает еще одну историю, как пятнадцать лет назад на выставке Seatrade в Майами ему позавидовал старший вице-президент Royal Caribbean. «Он подошел ко мне и сказал, что хотел бы заниматься таким же интересным бизнесом, – рассказывает Николай. – Я удивился и не поверил: ведь этот человек возглавляет компанию с миллиардными оборотами! На что американец ответил: «Я бы с большим удовольствием управлял мишленовским рестораном, а не сетью «Макдоналдс».


С удовольствием на Маврикий

Добираться до острова Маврикий, лежащего в юго-западной части Индийского океана, к востоку от Мадагаскара, дорого и долго. Но это издержки путешествия в рай. Как полагал Марк Твен, приезжавший сюда в конце XIX века, сначала Бог создал Маврикий, а затем уже – по его модели – рай. Поэтому абсолютный must have в пределах всех туристических маршрутов – невероятные пляжи, погружение на дно океана, «берд уочинг» – наблюдение за тропическими птицами и посещение Музея голубого Маврикия, где хранятся редчайшие в мире почтовые марки: 12 «голубых» и 13 «розовых маврикиев». «Новогодние туры туда – минимум от 3000 евро с человека в отель 3* – легко делать каждый день за счет регулярной перевозки с пересадками, – поясняет директор Trip Cafe Маргарита Пшинник. – Улететь в декабре прямым рейсом вряд ли получится: борт самолета уже заполнен». Неудивительно: все хотят проснуться в раю.

Четыре года назад Маргарита Пшинник работала менеджером в туристическом агентстве и не планировала открывать собственное дело. Идея Trip Cafe родилась спонтанно, когда Маргарита с мужем Кириллом собрались в отпуск и, чтобы самим не заниматься его организацией, обратились в одну из столичных фирм. Столкнувшись с, мягко говоря, не лучшим сервисом, они решили, что управленческого опыта Кирилла, навыков Маргариты и стартового капитала в размере 100 000 руб. достаточно для самостоятельного плавания. Этого хватило на первые шаги – на регистрацию компании, на услуги курьера, развозившего договоры турагенствам, на покупку и установку кассового аппарата и аренду места в офисе. «Первое время я работала одна, поэтому места хватало», – вспоминает Маргарита.

Страха провалиться тоже не было – первыми клиентами стали друзья и знакомые. Дальше сработали «сарафанное радио» и социальные сети: Trip Cafe окупилось за пару месяцев. «Потому что мы не вкладывали деньги в офис, менеджеров и широкую рекламную кампанию», – подчеркивает Маргарита. Спустя несколько месяцев предприниматели вышли на новый уровень – сняли офис побольше, наняли менеджеров.

«Люди возвращались к нам, приводили своих друзей, родителей и даже школьных учителей, – улыбается Маргарита. – Однажды мы встречали учительницу одного из наших постоянных клиентов на вокзале. Она приехала утром из Челябинска и хотела получить документы лично, а не от курьера в аэропорту».

В прошлом году с агентством отдохнули более 2000 человек. «В 2013 г. мы надеемся, что это количество перевалит за отметку в 3000», – говорит Маргарита. По ее подсчетам, годовой оборот компании составляет несколько десятков миллионов рублей.

Чаще всего туристы Trip Cafe из «экзотики» выбирают поездки в Таиланд, на Гоа, во Вьетнам, на Бали, Мальдивы, ШриЛанку и в страны Карибского бассейна. Средняя цена на такой отдых невелика по сравнению с запросами «люксовых» туроператоров – около $1000 за неделю. Карибы – исключение: из-за перелета стоимость путевки вырастает до $1500 с человека.

Меньшей популярностью пользуются туры в Японию: Страна восходящего солнца еще в диковинку для россиян. «Новогодние путешествия туда зависят от целей и вкусов отдыхающих», – объясняет Маргарита Пшинник. Проще всего провести зимние каникулы в Токио, Хаконэ и Камакуре за 1700 евро (в стоимость тура не входит перелет – около 777 евро). Этот маршрут от партнеров DSBW, «КМП групп» и «Бризлайн» (на Маврикий, кстати, Trip Cafe отправляет через «Корал», «Библио-Глобус», «Мальдивиану» и «Пантеон») составлен по классической схеме: самая дорогая улица мира Гиндза и парк у Императорского дворца в Токио, долина гейзеров Овакудани, где все желающие попробуют яйца, сваренные в серных источниках в Хаконэ, и 13-метровая статуя бронзового Будды в Камакуре.

Максимум впечатлений стоит других денег – от 3000 евро. За эту сумму агентство отвезет, ко всему прочему, в Осаку, Киото, Миядзиму и даже в Хиросиму.


Лекарство от серости

Поезд отходит с лондонского вокзала St Pancras и через 2,5 часа прибывает в Париж.

Утром – вылет в Милан, откуда, уже на другом рейсе, нужно добраться до Мумбаи. Здесь одна ночь, и снова в путь, до Калькутты. С таких городов начинал свою кругосветку герой «Вокруг света в 80 дней» Филеас Фогг. Теперь пять вариантов знаменитого литературного маршрута – из Англии через Францию, Египет, Индию, Китай в Америку – предлагает московское турагентство «Чиптрип». Самая бюджетная кругосветка длится 15 дней и стоит 1442 евро с проживанием, полный тур, как в романе Жюль Верна, займет 28 дней и обойдется в 2998 евро. «На Новый год цены примерно те же, если бронировать в августе. Если сейчас, конечно, то в разы дороже», – отмечает основатель «Чиптрипа» Ирина Мамай.

У нее не было ни управленческого, ни предпринимательского опыта.

Почти девять лет назад Ирина Мамай строила карьеру журналиста. «В то время у меня за границей жили родители, я часто к ним летала, и, конечно, у меня был в голове некий образ туристического сообщества, но довольно туманный», – рассказывает она. Чтобы делиться найденными дешевыми турами и билетами, Ирина создала сообщество в «Живом журнале».

Так возник «Чиптрип» – без бизнеспланов и инвестиций. Через пару месяцев она решилась на собственный бизнес: арендовала за $150 «стол со стулом» у владельцев одного небольшого турагентства в Китай-городе и стала перепродавать путевки.

«Меня просто раздражало, как был в тот момент устроен туристический рынок, я не понимала, почему агенты не знают продукта туроператоров, рынка цен, почему продают дороже то, что можно продать дешевле», – объясняет Ирина.

Тем же летом предпринимательница сняла комнату целиком, весной – отдельный офис, а через год «Чиптрип» переехал в покосившийся двухэтажный деревянный домик в Лиховом переулке. «Те, кто оказывался у нас случайно, просто убегали, испугавшись антуража, – вспоминает Ирина. – Но люди из сообщества и те, кто пришел по «сарафанному радио», понимали, что попали в правильное место. Никаких внешних вливаний никогда не было, мы просто были фанатами своего дела».

После переезда Ирина разнообразила «контент», включив в него собственные, «чиптриповские», и индивидуальные туры.

На фоне конкурентов ее предложения выигрывали, в первую очередь ценой.

Если бронировать отели и авиабилеты заранее, например в августе, то новогодний отдых на Фиджи или на Гуаме вполне по карману. «Получится дешевле, чем пакетный тур в Таиланд в декабре, когда туроператоры делают большую наценку, – объясняет она. – Помню, Филиппины на Новый год за 750 евро вызвали много шума. Мы были первыми ласточками, имеющими вес в социуме и пропагандирующими индивидуальный туризм, а это несколько подрывает рынок. Тогда же мы начали постить уик-энды в Европе на авиараспродажах по 150–190 евро, причем в города, которые никогда не предлагались в турагентствах».

В 2008 г. «Чиптрип» стал расти так быстро, что Ирина Мамай отдала часть полномочий своему партнеру Андрею Закутаеву. За собой она оставила формирование продукта и предложения в Интернете. Следующий год вошел в историю компании, как «золотой»: к этому времени открылось еще три новых офиса. Сейчас в сообществе «Живого журнала» состоит около 90 000 человек, на Facebook количество подписчиков достигает 120 000. В поисках дешевых предложений в агентство Ирины Мамай каждый день обращаются сотни человек.

За девять лет существования на рынке «Чиптрип» не изменял своим принципам – гарантия качества и разумные цены даже в «высокий» сезон. В последнее время основательница агентства внедряет новые форматы подачи туров, например путешествия из серии «модель для сборки». «Это работает и при трехдневных вылазках, когда срочно хочется поменять обстановку, а копаться на сайтах неделями в поисках информации совсем нет сил. Мы включаем в маршруты лучшие места по рекомендациям наших волонтеров, людей с мест, своих сотрудников.

Я сама, когда куда-то езжу, обязательно беру наш маршрут, проезжаю его, потом дополняю тем, что еще нашла интересного», – рассказывает предпринимательница.

Из таких «подборок» возник еще один раздел – «чипвип», в котором компания предлагает возможности съездить дешевле туда, где обычно дорого. Виллы на Лазурном берегу на несколько человек или хорошие квартиры в Нью-Йорке «Чиптрип» обещает по цене отеля 3* в этих местах. «Экспедиции, Антарктида, на которую наши партнеры периодически дают скидку 30–50%, – перечисляет VIP-предложения Ирина Мамай. – Круизы на лайнерах 5* с полным пансионом и огромным количеством развлечений на борту с хорошими скидками. Трансатлантические суда в конце сезона, когда идут в порт стоянки, распродают места за копейки. Мы работаем с исследовательскими судами, с парусниками «Седов» и «Крузенштерн». Из новогодних индивидуальных туров бесспорный лидер, по ее словам, другая экзотика – родина Роналду, портвейна и Васко да Гамы. Путешествие по Португалии включает в себя 14 городов, от Лиссабона до Порту, длится 14 дней, а стоит от 815 евро. Если хочется «острых» приключений в компании, «Чиптрип» отправляет на новогодние каникулы на горный массив Аннапурны в Гималаях. Экспедиция по Непалу и Индии «Восхождение на Аннапурну» обойдется как дешевая поездка в тот же Лондон – 1554 евро за 18 дней.

Сама Ирина мечтает найти время, чтобы проехать по всем «чиптриповским» маршрутам в Великобритании и Шотландии, затем оказаться в национальных парках на Аляске, а «на сладкое» отправиться в Гренландию и на Шпицберген на паруснике.

«В Антарктиду тоже бы хотела, если бы не было таких сильных штормов в проливе Дрейка», – уточняет она. Но в этот Новый год, скорее всего, Ирина отправится с семьей в Австрию, но не в шумную и яркую Вену, а на горнолыжный курорт в Kid's Нotel – ставить ребенка на лыжи, лежать в SPA и пить вино у камина.