Остальное дорисует воображение
Дополненная реальность (augmented reality, AR) существует с 1990 г., но интерес к ней обострился после выхода игры Pokemon Go, доказавшей, что на AR-технологиях можно зарабатывать миллионы.
Несмотря на это, рынок AR до сих пор считается несформировавшимся. В 2016 г., по прогнозу Digi Capital, его мировой объем составит около $1 млрд. У нас, по оценке агентства AR Production, этот показатель дотягивает до 700 млн руб. «Ко» узнал, кто и как зарабатывает на эффекте AR в России.
Игры разума
На выставке Asian Airshow 64-летнего министра транспорта Сингапура Кхо Бун Ван можно было застать за необычным для его положения и возраста занятием – он раскрашивал фломастерами эскиз самолета. Через минуту, передвинув листок бумаги на специальную отметку на столе, чиновник расплывается в широкой улыбке. Раскрашенный им самолет оживает, разгоняется по взлетной полосе и, облетев аэропорт Changi, плавно приземляется. Полет кажется чертовски реальным! Но терминалы Changi и взлетающие один за другим самолеты существуют в виде трехмерной компьютерной модели, которая транслируется с помощью трех экранов. Похоже, проект московской компании PlayDisplay «Раскрась и запусти свой самолет» добился не только wow-эффекта, но и реализовал главный запрос заказчика – продемонстрировать размах аэропорта Changi. Как PlayDisplay удалось закрепиться в топе российских AR-агентств?
Зачаточное состояние AR-технологий как раз и привлекло совладельца PlayDisplay Андрея Сударикова. Летом 2005 г. выпускник факультета графического дизайна Поволжского государственного университета сервиса, не дождавшись вручения диплома, уехал в Москву. Оставаться в Тольятти не было смысла – в столице его ждала должность главного дизайнера только что открывшегося представительства британской дизайн-студии Minale & Tattersfield. Через полгода, набрав достаточное количество полезных контактов, он ушел во фриланс. В 2006 г. Судариков открыл свою дизайн-студию «Космос 5». Через год параллельно с ней запустил конструктор флеш-сайтов A5.ru. Чтобы привлечь инвесторов, он представил его на StartupPoint. У владельца интернет-магазина товаров для дома Александра Симакова проект не вызвал особого интереса – его больше впечатлило общение с самим Андреем. Через несколько лет Судариков предложил Симакову общее дело.
В 2008 г. разногласия с инвестором A5.ru вынудили Сударикова покинуть проект. Спустя два года, пресытившись традиционным графическим дизайном, он оставил студию «Космос 5». «Это была частная практика, а она не масштабируется и сама по себе не работает, – объясняет Судариков. – В то время я еще не знал, как построить самодостаточный бизнес, который сможет без меня выжить». Стремясь сделать что-то уникальное, он пришел к Симакову с предложением заняться видеополиграфией. Александр загорелся этой идеей. На открытие в 2011 г. компании PlayDisplay понадобилось минимум средств – 20 000 руб. на проектор и уставный капитал для регистрации ООО в размере 10 000 руб. Первый год стартап не тратился на аренду офиса – сначала команда из четырех человек работала из дома, потом перекочевала в антикафе и коворкинг.
Первоначальные инвестиции окупились спустя три месяца, когда пошли заказы. «Мы делали открытки с видеообращениями для лидеров корпораций и президентов государств», – рассказывает Судариков. Через несколько месяцев PlayDisplay расширила спектр услуг, предложив клиентам дополненную и виртуальную реальности. Дела пошли в гору почти сразу же – помогли «сарафанное радио» и участие в специализированных выставках. В 2012-м команда переехала в свой первый офис – эта была комнатка с балконом по соседству с Казанским вокзалом. Сейчас PlayDisplay арендует двухэтажный офис в центре Artplay. Судариков неспроста расставил здесь «творческие ловушки» – удобную офисную мебель, теннисный стол, места для отдыха, – они делают свое дело. Его фирма до сих пор невелика – 20 человек, – но в своей нише она считается одной из самых успешных.
За пять лет работы в активе PlayDisplay свыше 150 проектов. Среди клиентов компании немало госучреждений и корпораций. В 2012 г. «Газпром» заказал инсталляцию, которая бы продемонстрировала строящийся комплекс для отдыха работников компании. Дизайнеры PlayDisplay придумали «интерактивный полет» – реалистичное погружение в виртуальное пространство с высоты птичьего полета. В 2013 г. Сударикову позвонили из холдинга «Аэропорты регионов». После трех проектов они заказали четвертый – для участия в выставке в Чикаго. Идея «Создай свой самолет за 120 секунд» нашла интерактивное воплощение – нарисованные посетителями самолеты на глазах собирались из деталей, как трансформеры, и взлетали. Присутствовавший тогда на презентации президент сингапурского аэропорта Changi внес название российской компании в свой блокнот, чтобы через два года заказать похожий проект для Asian Airshow 2016.
Обычно такой заказ в PlayDisplay делают за два месяца, но из-за длительных согласований с администрацией аэропорта на проект «Раскрась и запусти свой самолет» ушло полгода. «Было непривычно: в России часто просят сделать проект за месяц, а иногда – за две недели», – говорит Судариков. Подобные инсталляции со сложной графикой тянут на 2–3 млн руб. Интерактивный музей или выставка обойдутся не дешевле $1 млн. Заказы попроще стоят 500 000–700 000 руб. «Из-за кризиса последних двух лет мы оптимизировали деятельность компании, чтобы брать недорогие объекты», – рассказывает Судариков. В среднем за год PlayDisplay выполняет до 50 проектов разного уровня сложности. Два года назад среднегодовой оборот компании достигал $1 млн. Сколько фирма приносит сейчас, ее владельцы не раскрывают.
Среди конкурентов Судариков выделяет единственного сильного игрока – агентство EligoVision, а отечественный рынок AR-технологий считает несформировавшимся. «Нормальный рынок начинается с миллиардных сумм, а в России счет ведется миллионами», – говорит он. Толчок к развитию AR-технологий даст широкое проникновение в массы таких устройств, как HoloLens Microsoft, или «умных» очков Apple. «Но не раньше чем через три года», – подчеркивает Судариков. Низкая емкость отечественного рынка вынудила его бросить в этом году все силы на продвижение PlayDisplay за границей. «В середине сентября в Великобритании покажем от лица клиента в сфере гейминга интересную инсталляцию, в которой заменим машины на улицах Лондона на танки», – интригует он. Этот заказчик, как и остальные 99%, вышел на PlayDisplay сам. «Я никогда не бегал за клиентами – жизнь уберегла», – признается Судариков. Очень удобная позиция. «Не знаю, насколько эффективная», – со смехом добавляет он. Но последние пять лет эта тактика Сударикова пока не подводила.
Нереальная реальность
Через несколько часов после открытия интерактивного детского музея в Астане «Моя будущая профессия» стало понятно, что переживать владельцу московского агентства AR Production Александру Астрову больше не о чем. Этот крупный проект ознаменовал окончание кризисного для компании времени. В 2014 г., когда рухнул рубль, количество заказов в сфере дополненной и виртуальной реальности упало в два раза. Чтобы остаться на плаву, AR Production пришлось снизить расценки на услуги. После запуска проекта в Казахстане, где нет ни одного экспоната – только стены, дизайн которых оживает в виртуальном мире, наметилась череда удачных сделок. Поэтому прошлый год закончился по плану – оборот AR Production, в штате которого 10 сотрудников, превысил 20 млн руб.
История AR Production началась в поселке Белоярск Ямало-Ненецкого автономного округа. Его уроженец Александр Астров переехал после 10-го класса в Уфу, чтобы подготовиться к поступлению на факультет кибернетики Уфимского государственного авиационного технического университета. Учеба давалась Астрову легко, и на втором курсе он устроился программистом в отдел маркетинга сети по продаже компьютеров «Кламас». Через 3,5 года Астров ушел с работы, чтобы посвятить все свободное время созданию продуктового интернет-магазина. Когда проект вышел на самоокупаемость, он уже оканчивал пятый курс и думал, куда двигаться дальше.
В 2010 г., сразу после окончания вуза, Александр перебрался в Москву и подал документы в Высшую школу экономики на специальность «Управление разработкой программного обеспечения». Днем он работал в холдинге Mail.ru, вечером учился. Через полгода, поняв, что ему интереснее менеджерская сфера, Астров перешел в компанию AR Door. Здесь он впервые столкнулся с проектами дополненной реальности, но об открытии собственной компании в этой нише речи поначалу не шло. Поворотный момент наступил в 2011 г., когда Александр вместе с партнером почти одновременно запустили два проекта – веб-сервис «Почини мою тачку» и агентство дополненной реальности AR Production. Закрыв спустя полтора года первый проект, Астров сосредоточился на раскрутке второго.
«Если у вас нет опыта работы в этой нише, бесполезно запускать бизнес, – потеряете много денег, – предупреждает предприниматель. – С точки зрения продаж и внедрения технологий AR сложнее традиционного веба – заказов меньше, требовательность клиентов и риски выше. Многие не переживают длительные кассовые разрывы». Работа в AR Door дала Астрову опыт ведения бизнеса и нескольких верных клиентов, благодаря которым проект AR Production продержался на плаву первый год. Гонорар за создание интерактивной игры на механике Fruit Ninja и сенсора Kinect для компании Oriflame полностью покрыл потраченные на запуск стартапа 500 000 руб. и, более того, моментально вывел его в плюс. В 2015 г. по заказу правительства Москвы компания за пять месяцев создала мобильное приложение «Узнай Москву Фото». С его помощью можно сделать селфи с виртуальными историческими личностями. «Скоро приложение будет работать, как в Pokemon Go, по геолокации, и позволит фотографироваться с персонажами в разных местах, а не там, где установлены специальные таблички», – добавляет Астров.
«До Pokemon Go на мировом уровне не было успешно монетизированных проектов с AR, поэтому клиенты настороженно относились к AR-технологиям», – поясняет Астров. Общество, по его мнению, привыкнет к новым технологиям, когда в каждом смартфоне будет не просто фотокамера, а AR-сканер. «Google и Apple уже работают в этом направлении: через 2–3 года дополненная реальность будет у каждого под рукой», – уверяет он. В том же году агентством заинтересовался Дворец школьников в Астане. Разработка интерактивного детского музея «Моя будущая профессия», размещенного на 330 кв. м, заняла 64 дня. «В нем нет живых объектов – только стены с дополненной реальностью. Это удобно: можно менять экспозицию, нажав одну кнопку, сегодня запустить, к примеру, музей железной дороги, а послезавтра – музей космонавтики», – рассуждает Астров.
За пять лет работы компания AR Production выполнила свыше 115 заказов. Стоимость ее услуг соответствует среднему ценовому сегменту. Самый простой проект стоит 200 000 руб., разработка мобильного приложения – от 300 000 руб. Если требуется сложный вариант, например, как «Узнай Москву Фото», тогда цена может составить более 1 млн руб. В прошлом году оборот компании превысил 20 млн руб. Теперь ей предстоит выход на зарубежный рынок. Для разгона в этом году AR Production сделала AR-путеводитель по Кипру, о выходе путеводителей по другим островам Средиземноморья Астров хранит молчание. «Наша цель – сделать максимально качественный проект. Иногда ради этого мы пренебрегаем рентабельностью – работаем либо в ноль, либо в минус», – неожиданно признается он. Просто должно пройти время, когда AR-технологии станут привычными.
Ожившие фантазии
Тульская компания «Лаборатория 24», использующая AR-технологии в книжном производстве, привыкла быть в центре внимания на любой выставке. Если в прошлом году персонажи ее раскрасок и сказок просто оживали на глазах, сегодня ими можно управлять с помощью голоса. «Нарисованная собачка по команде ребенка послушно дает лапу или садится», – говорит соосновательница проекта Анна Белова. Эта компания, начинавшая с создания сайтов за 500 руб., сделала для мирового книжного рынка, наверное, больше, чем кто бы то ни было со времен Гутенберга. «Лабораторию 24» можно назвать пионером AR-технологий в издательском бизнесе. Только за прошлый год она продала более 1 млн детских книг с AR-эффектом, а осенью собирается покорить рынок США и Китая.
Анна Белова выросла в Туле. Она не поехала, как многие, в Москву, а осталась учиться в родном городе и в 2010 г. окончила Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Ее партнерами по бизнесу стали предприниматели Андрей Комиссаров и Виталий Аверьянов. До знакомства Андрей, тоже уроженец Тулы, владел строительным бизнесом. Виталий, математик по образованию, долгое время работал в IT-сфере наемным сотрудником, но после стажировки в компании Blizzard в Сеуле, открыл небольшую компанию по продвижению сайтов. В 2011 г. будущие партнеры пересеклись на одном из местных общественных мероприятий. Случайное знакомство переросло в желание открыть совместный бизнес по разработке сайтов за 500 руб. Первое время «Лаборатория 24» ютилась в небольшом офисе в центре Тулы. «Мы наняли одного программиста на зарплату в 8000 руб., а технику принесли из дома. Заработанные деньги реинвестировали в развитие бизнеса, поэтому стартовый капитал в нашем понимании выглядит неким архаизмом», – смеется Белова.
Чтобы офис не простаивал, партнеры организовали вечерние компьютерные курсы для взрослых. Первый год «Лаборатория 24» работала в ноль, пока в 2012 г. не получила имиджевый заказ – сделать сайт для Государственного Кремлевского дворца. После этого появились крупные клиенты. Эксперименты с AR начались на стыке 2013–2014 гг. Для одного из своих клиентов – участника международной выставки MIPIM в сфере недвижимости, проходившей в Каннах, – компания подготовила спецпроект. «Вместо привычного гипсового макета посетители выставки видели трехмерную модель, которая появлялась, если навести планшет на план города», – рассказывает Белова. Увидев, какой wow-эффект несут AR-технологии, «Лаборатория 24» продолжила разработки и предложила музею-усадьбе «Ясная Поляна» оцифровать рукопись «Войны и мира» – сейчас, если навести смартфон на лежащую под стеклом книгу, можно полистать ее в дополненной реальности. В качестве эксперимента на собственные средства дизайнеры визуализировали учебник по биологии и несколько географических атласов. «Но в российской образовательной системе сложно внедрить что-то новое, поэтому свои разработки мы решили использовать в детских книгах, издание которых меньше забюрократизировано», – рассказывает Белова. В 2015 г. под брендом Devar Kids на рынок вышла первая раскраска тиражом 25 000 экземпляров. В течение года количество проданных раскрасок достигло 150 000.
Летом ассортимент «Лаборатории 24» расширился линейкой русских народных сказок со звуковым сопровождением. В каждой книге разворот посвящен одному сюжету. На одной странице – готовая цветная иллюстрация, а на другой – только контур, который ребенку предлагается раскрасить. Чтобы раскраска ожила, нужно скачать мобильное приложение на смартфон или планшет и навести его на бумажную версию. «Сегодня любая наша книга позволяет ребенку воспринимать информацию сразу тремя способами – аудиально, визуально и кинетически. Благодаря нашей азбуке дети уже в два года полностью знают алфавит», – уверяет Белова.
Выходить в массы предприниматели решили через развитие франчайзинговой и дилерской сетей в России и СНГ. «Если бы мы просто встали на полки в книжных магазинах, то пользователь не понял бы, в чем разница между книгой с AR-эффектом и обычной раскраской», – добавляет Белова. Стоимость франшизы зависит от региона и населенности города – средняя цена по России составляет 350 000 руб. В пакет входят разработка сайта представителя Devar Kids, методика продаж, маркетинговые инструменты – например, листовки и буклеты. Благодаря успешной стратегии продвижения за прошлый год компании удалось продать свыше 1 млн книг в России и странах СНГ. В 2016-м, когда бренд стали узнавать, «Лаборатория 24» наладила сотрудничество с сетевыми ритейлерами – Metro, «Библио-Глобус», «Азбука вкуса», «Белый кролик» и др. – и договорилась с «Умной Машей» и Hasbro о выпуске «Трансформеров» и «Смешариков» с AR-эффектом.
На международный рынок тульская компания вышла одновременно с развитием франчайзинговой сети – осенью прошлого года. Сначала бренд Devar Kids появился в Германии, Австрии, Швейцарии, затем – в странах Восточной Европы. В первый год существования проекта 65% продаж приходилось на Россию и СНГ и 35% – на весь остальной мир. Сейчас расклад сил меняется – 80 наименований продукции переведено на 15 языков и представлено в 28 странах. Лучше всего книги Devar Kids продаются в Германии, Индии и странах Восточной Европы. Этой осенью компания намерена выйти в США и Китай и до конца года продать 4 млн книг. «Лаборатория 24» ведет себя как монополист, но ей это позволительно: в Европе и СНГ рынок свободен, а в США предстоит конкурировать лишь с Disney. Попытки копировать Devar Kids, а этим пробовали заниматься в России, Китае и Южной Корее, по словам Беловой, тщетны: «Пока нас пытаются копировать, мы выпускаем совершенно новые продукты, которые технически и качественно превосходят то, что было создано ранее».
С 2014 г. в развитие Devar Kids «Лаборатория 24» вложила свыше $2 млн. В прошлом году она вышла на оборот в 130–150 млн руб. – средняя месячная выручка составила 15 млн руб. К концу 2016 г. владельцы проекта намерены увеличить ее до 40 млн руб. в месяц. Чтобы в условиях технологической гонки быть на шаг впереди, компании приходится реинвестировать прибыль в развитие новых продуктов и обновление старых версий. Массовое распространение AR-технологий в книжном сегменте, по ее мнению, – дело трех-четырех лет. «Сейчас наши книги можно оживить с помощью планшета или телефона, – поясняет Белова. – Но как только появятся «умные» очки, качественное использование AR перейдет на новый уровень. На данный момент рынок тормозит отсутствие удобного пользовательского интерфейса».
«Лаборатория 24» строит планы по завоеванию взрослой аудитории. В этом году она выпускает раскраску, основанную на легендах майя, – Lost Civilization: Maya. Сначала книга выйдет на европейском рынке, позже – в России. «Книга без AR скоро будет неполноценным продуктом, – уверена Белова. – Здесь нет пути назад».