Осторожно: узкое место!
Обостряющийся украинский кризис не только создает риски для международного рынка нефти и газа, он подстегивает также рост цен на другие виды сырья.
Когда экономисты дискутируют о полезных ископаемых и ценах на них, речь редко идет об одном только законе "спрос-предложение", а почти всегда о вопросах политики и психологии. Ни одна другая отрасль экономики не подвержена в такой степени влиянию геополитических факторов, как рынок сырья. В недавнем прошлом это были прежде всего волнения на Ближнем Востоке, в результате которых курсовые колебания цен стали развиваться по принципу "американских горок". Сегодня такой фактор - это угроза гражданской войны на Украине и политический конфликт между Западом и Россией.
"Если эскалация на Украине будет продолжаться и дело даже дойдет до открытого конфликта между Россией и Украиной, цены на многие виды сырья поднимутся", - предостерегает Ойген Вайнберг, главный аналитик по сырью Commerzbank. Уже сейчас некоторые котировки поползли вверх. Например, цена на никель, важный вид сырья для производства сталей и сплавов, повысилась с начала года примерно на 30% и затем достигла самого высокого уровня более чем за год. И тенденция на увеличение сохраняется. Самое позднее в III квартале миру угрожает массивный провал по предложению никеля.
Стартовый сигнал для повышения котировок никеля прозвучал, правда, далеко от России: в январе важный экспортер никеля Индонезия запретила вывоз никелевой руды. Но украинский кризис, по-видимому, подтолкнул развитие этого тренда. Ведь самый крупный отдельный производитель обогащенного никеля - это компания "Норильский никель", и находится она в России.
Для рынков в настоящее время есть два кошмарных сценария. Первый - Запад усилит санкции против России и при этом ограничит импорт ее полезных ископаемых. И второй - президент РФ Владимир Путин, несмотря на связанные с этим потери в доходах, затормозит экспорт определенных видов сырья, чтобы нанести вред Западу.
Возможный "кандидат" наряду с никелем - это палладий, необходимый в первую очередь для химической и автомобилестроительной промышленности. Россия, доля которой на глобальном рынке составляет около 40%, является номером один в производстве этого вида сырья. "Отсутствие российских поставок, возможно, означало бы полную остановку производства по некоторым моделям автомобилей. Запасы палладия на складах ограничены, а производство сокращается", - предостерегает Ойген Вайнберг.
Напряженное положение сложилось также и с пшеницей. На начало года большинство инвесторов рассчитывало на падение цен, но вместо этого пшеница подорожала более чем на 20%. Правда, главный виновник этого - засуха в важных хлебородных районах США. Но и в случае с пшеницей украинский кризис стал психологическим катализатором скачков цены, ведь Россия является пятым по величине экспортером пшеницы, а Украина занимает шестое место. Впрочем, правильно и другое: если напряженность с урожаем и украинским кризисом разрядится, цены могут снова поползти вниз. Пшеница относится к видам сырья, которым свойственны самые большие ценовые скачки и падения. Это показывает и "радар сырья", трижды в год создающийся по заказу Wirtschaftswoche банком Commerzbank и отражающий волатильность сырья. Было лишь три вида сырья (серебро, маис, сахар), котировки которых за прошедшие 12 месяцев колебались сильнее, чем у пшеницы. Цена на серебро отклонялась от своего среднего значения на 29,4%, в случае с пшеницей этот показатель составлял 22,4%. А может быть, скоро и он увеличится.