Остров спокойствия
Отправился молодой человек с юга учиться в Москву, пишет письмо домой: "Папа, у меня все хорошо, учусь отлично, здесь все ездят на автобусах, а я езжу на такси!" Папа в ответ пишет: "Гиви, высылаем деньги, купи автобус и езди, как все".
Это старый, советских времен еще анекдот, приходящий на ум, когда оказываешься единственным пассажиром рейсового автобуса, идущего от аэропорта Финдель в центр столицы герцогства. Еще такой же тихий и спокойный аэропорт в центре Европы представить сложно, и даже невозможно.
С другой стороны, у этого авиаузла нет ничего общего с тоже вроде бы тихими аэропортами, скажем, некоторых греческих островов, где путешественника встречают здание типа "сарай" и пара пыльных скучающих полицейских. Люксембургский Финдель по-европейски оснащен и ухожен.
Что еще приятно, так это то, что летишь в эту "землю обетованную", как правило, компаниями Swiss Air, Lufthansa и Lux Air, то есть с комфортом, даже по-домашнему, и точнехонько по расписанию.
Сам Люксембург тоже не похож ни на один европейский город. Как говорят живущие здесь, к концу разговора два только что познакомившихся люксембуржца обязательно найдут или общих знакомых, или даже общих родственников. Возможно, поэтому город дружелюбен, спокоен нравом, компактен и по-деловому демократичен. То есть если вас интересует бизнес, то организовать здесь встречи с представителями властей можно просто - без обивания порогов приемных.
Здесь удобно и не работать, а даже просто быть. Чего стоят остановки автобусов, оборудованные табло с перечнем маршрутов и указанием на то, через сколько именно минут подойдет тот транспорт, который вам нужен. Конечно, небольшой город оборудовать такой системой вроде бы несложно. Но, во-впервых, не такой уж и небольшой. А во-вторых, что-то ничего подобного в наших небольших городах не видно (и ничего о таком даже не слышно). Хотя бы и в рамках модернизации.
Удобство Люксембурга, впрочем, заключается еще и в том, что это идеальный транзитный пункт. Благодаря выгодному географическому положению герцогства и отлаженной системе сообщения отсюда легко попасть в любую европейскую страну, причем в такие места, которые интересны и привлекательны, но в которые из России, может быть, сложно добраться обычным путем, например, через столицы или другие крупные города, куда летают самолеты из нашего Отечества. В частности, 20 минут от вокзала Люксембурга на электричке, еще 15 минут на такси - и вот они, укрепления линии Мажино. И будет это уже не Люксембург, а Франция. Доехать до этих мест другим путем, конечно, можно, но получится и сложнее, и дороже.
Еще Люксембург очень необычен по ландшафту. В самом центре столицы герцогства, окруженный старинными крепостными стенами и башнями, раскинулся ухоженный, но совсем не рафинированный парк - не для любования издалека, а для отдыха, хоть активного, хоть пассивного. Парк и зона вокруг него - существующий на разных уровнях исторический центр города.
Символ герцогства и города - знаменитый арочный мост Адольфа, названный в честь герцога Адольфа Люксембургского и открытый в 1903 г., когда он был самым большим каменным мостом в мире. А вообще, первые упоминания о Люксембурге относятся к 963 г., когда он был известен как Люклинбурхук, что на местном наречии означало "маленький замок". Многие из жителей, кстати, до сих пор называют мост Адольфа новым. Такая вот привычка к стабильности.
Когда приезжаешь в Люксембург впервые, может показаться, что по сравнению, скажем, с Францией или Германией у герцогства есть некий комплекс младшего братишки. Но это обманчивое впечатление. Люксембург вполне самодостаточен финансово, экономически и просто по жизни. А некоторые вина и сыры здесь лучше иных французских и итальянских.
Транзит люкс
Аэропорт Люксембурга невелик и, как видно, временами не очень-то загружен. Но если разобраться, то в данном случае это признак не захолустья, а именно центрального положения герцогства в Европе: европейцам ничего не стоит добраться сюда на машине.
Впервые приехавшего поражает многообразие ландшафтов, умещающихся на столь маленькой территории, и то, что город существует на разных уровнях. Уровней и перепадов высоты в Монако, например, больше, но только в Люксембурге у каждого уровня свои лицо, краски и предназначение. И на каждом из них тихо и спокойно, притом что Люксембург - крупный финансовый центр и более чем европейский по уровню и укладу жизни город с туристами, музеями, включая оригинальнейший Музей современного искусства, бутиками и транспортными потоками.
Рынок на центральной площади и на прилегающих улочках раскидывается по субботам. Здесь - все, что угодно, из запасов торговцев из самого Люксембурга и соседних стран. Оливковое масло прямиком из Италии, например. Или морепродукты. Стоит недешево. Но того стоит.
Укрепления линии Мажино - это уже не Люксембург, а соседняя Франция. Но из Люксембурга добраться до этих - и других - любопытных мест, может быть, удобнее.