Освоение Африки
Компания eMarketer представила доклад CPG in Developing Markets: Consumers' Digital Habits in Emerging Economies, в котором исследуются новые тенденции в сегменте глобальных брендов CPG (consumer packaged goods, то есть товары повседневного спроса для среднестатистического потребителя, к тому же требующие частого обновления или замены).
Согласно выводам исследования, на фоне снижения темпов роста в государствах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) глобальные бренды CPG все более пристально изучают возможности рынков других развивающихся стран. На этих новых для международных брендов CPG территориях средний класс еще только начинает формироваться как и потребность в приобретении товаров всемирно известных марок. Соответственно спрос на новые продукты еще далек от полного удовлетворения, а рынок - от насыщения.
При этом очевидно, что подобного рода рынки не свободны от проблем, которые связаны, например, с политической нестабильностью или отдаленностью и обусловленной этим сложностью логистики, с особенностями алгоритма потребления. Как отмечают авторы доклада eMarketer, пожалуй, единственной общей чертой потребителей, скажем, в Европе или США и покупателей на новых для CPG рынках может считаться использование мобильных гаджетов.
Еще одна потенциальная проблема - неразвитость инфраструктуры в таких странах. В некоторых случаях, однако, указывают эксперты eMarketer, приход на рынок брендов CPG становится катализатором модернизационных процессов. Например, именно так случилось в Кении, где оперативно сформировалась простая и эффективная система мобильных платежей. Из-за отсутствия в стране крепкой банковской системы крупнейший кенийский мобильный оператор Safaricom создал сервис M-Pesa, который позволяет населению, в массе своей не пользующемуся банковскими услугами, осуществлять платежи и при этом не носить с собой значительные суммы наличных. В итоге по состоянию на июнь 2013 г. пользователями сервиса стали свыше 15 млн кенийских потребителей, которые совершают 80 транзакций в секунду, оплачивая как мелкие покупки сегмента CPG, так и куда более крупные приобретения.
Страны, расценивающиеся экспертами как рынки с колоссальным потенциалом для мировых брендов CPG, - Турция, Нигерия, Вьетнам. Кстати, Азия, как подсчитали специалисты из Procter-and-Gamble в августе 2013 г., уже сейчас сравнялась по объему рынка CPG с Европой. В скором будущем такая же перспектива может ждать и некоторые государства Африки.