$ 79.85
 90.08
£ 108.03
¥ 69.92
 86.78
GOLD 1831.17
РТС 1324.40
DJIA 34645.15
NASDAQ 13861.40
BTC/USD 38379.00
финансы

От донатов до необанков

Фото: Росконгресс Фото: Росконгресс

Минувший год стал временем восстановления, когда бизнес стремился вернуться к докризисным показателям, и именно FinTech предоставил для этого нужные инструменты. Произошел массовый наплыв игроков в отрасли: по оценкам Statista, количество стартапов перевалило за 25 тысяч уже в ноябре 2021-го, что на 20% больше, чем за весь предыдущий год. За три квартала они собрали почти столько же инвестиций, сколько за предкризисный 2019-й и 2020-й, вместе взятые. Независимый эксперт Лилия Ахмадеева в колонке для «Компании» отмечает: это далеко не пиковый момент в истории индустрии и порог входа в некоторые перспективные ниши все еще низкий. 

Интерес к FinTech, который, казалось бы, уже побил возможные рекорды, в ближайшие годы не угаснет, а будет только расти как со стороны предпринимательского сообщества и венчурных инвесторов, так и корпораций. По данным PRNewsWire, в 2022 году рынок увеличится в среднем на 25% по сравнению с предыдущим и достигнет почти $310 млрд. Финансовые технологии — многогранная сфера, драйверы которой меняются от года к году. Мы считаем, что эти пять трендов будут определять развитие рынка в ближайшей перспективе.

1. Модель BNPL (Buy Now Pay Later) 

Сервисы подобные Mokka или Klarna, которые позволяют оплачивать покупки частями в течение короткого периода времени, расширяют аудиторию. По данным опроса Ascent, менее чем за год (с июля 2020-го до марта 2021 года) количество американцев, которые попробовали BNPL-сервисы, увеличилось почти на 50%. При этом самый большой рост — среди бумеров (+98%). После них идет поколение Z (18–24 года, +62%).

Стоимость покупок через такие сервисы растет на фоне того, как новая модель завоевывает доверие и начинает восприниматься реальной альтернативой классическим инструментам, таким как как рассрочка или кредитная карта. Если верить данным Cornerstone Advisors, объем транзакций через BNPL-сервисы вырос в 2021 году в четыре раза и достиг $100 млрд. Все это создает широкие возможности как для новых стартапов, так и для адаптации модели лидерами рынка.

Однако игрокам придется принять новые правила игры регуляторов. Из-за быстрой популяризации услуги и масштабирования не всегда добросовестных компаний правительства Англии, Австралии, России и других стран начинают пристально следить за нишей. На Западе основная проблема — задержка платежей пользователями, а в России — несоблюдение сервисами правил потребительского кредитования. Однако это естественный процесс для молодых ниш: действия регуляторов всегда не успевают за реальным развитием событий. В ближайшее время рынок обещает стать более прозрачным и понятным как для самих участников, так и для пользователей.

2. Донатные сервисы для контент-креаторов 

Донаты — результат эволюции потребительских отношений, когда вместо навязывания цены производителем (например, блогером, геймером, музыкантом или журналистом) потребитель самостоятельно определяет, поддержать ли понравившейся контент или нет и в каком размере. Как правило, донаты — это микроплатежи в $1–10, но, в зависимости от актуальности контента и популярности креатора они достигают и нескольких тысяч долларов от одного фаната. Для аудитории, отправляющей пожертвование, это зачастую единственный способ стать чуть ближе к кумиру или просто заявить о себе, ведь крупные суммы, как правило, привлекают внимание медиа.

Самым крупным сегментом аудитории донатных FinTech-сервисов долгое время оставался гейминг, где именно таким способом принято монетизировать игровые стримы. По данным Payoneer, игровой сектор стриминга вырос в 2020 году на 45%. Опрос, проведенный аналитиками компании среди геймеров мира, показал, что две трети из них ожидают увеличения доходов по окончании пандемии. В 2021 году Research&Marketers оценивает рынок в $70 млрд, а в 2027-м — в $184 млрд (для сравнения: в 2016-м — в $30 млрд).

Из-за растущей популярности стриминга, а следовательно, и донатной модели все больше блогеров из неигровой сферы начали задумываться о таком способе монетизации контента. В ответ на запрос инфлюенсеров такие социальные сети, как Twitter и YouTube, добавили функцию отправки донатов — Tip Jar и Super Thanks соответственно.

CFO донатной платформы destream Тачат Игитян считает, что «самое перспективное направление для донатных сервисов — это развитие возможностей интеграции с широким спектром площадок (соцсети, сайты коммерческих организаций, видеохостинги, а не только стриминговые платформы). Любой контент может быть поддержан финансово, но здесь главное — обеспечить два фактора: минимум действий для пользователя и защиту от кибермошенников. Пока донатные сервисы выигрывают у классических способов оплаты за счет простых интерфейсов, с помощью которых можно быстро и легко сделать пожертвование, не сбивая эмоциональный настрой. Для контент-мейкера они безопаснее, чем публикация номера банковской карты, — этих данных достаточно для кибермошенников, чтобы украсть деньги».

Модель уже давно вышла далеко за пределы гейминга и получила распространение в таких сферах, как развлечения для взрослых и wellness. А это значит, что спрос на донатные сервисы и микроплатежи будет расти.

3. Трансграничные платежи в режиме реального времени 

Речь идет о банковских операциях между участниками из разных стран, которые проводятся с высокой скоростью. Сегмент стабильно растет: по оценкам Statista, объем корпоративных трансграничных платежей превысит $26,6 трлн в 2022 году, что на $3,2 трлн выше, чем в 2020-м. В некоторых странах мира, включая США, уже порядка 40–50% крупных компаний используют эту технологию.

Среди отраслей, где такие платежи больше всего востребованы, первую строчку занимает ритейл. Объем трансграничных переводов в индустрии достигнет $3,6 трлн в 2022 году — рост составит примерно 20% к 2020-му, по данным Statista. Главным мотиватором перехода аналитики McKinsey считают глобализацию шопинга и постоянно меняющиеся запросы покупателей.

4. Open Banking (Открытый банкинг) 

Концепция, в рамках которой используются открытые API, позволяет FinTech-сервисам получить доступ к банковской информации клиентов. По оценкам Statista, количество глобальных пользователей открытого банкинга будет расти ежегодно в среднем на 50% с 2020 по 2024 год. Это неудивительно, учитывая, что высокий уровень персонализации — важнейший приоритет развития финансовых организаций, по мнению аналитиков McKinsey. А добиться этой цели позволяет концепция открытого банкинга.

Перейдя на Оpen Banking, FinTech-компания может отказаться от собственного бэк-офиса, которому в ином случае предстоит месяцами налаживать интеграцию с партнерами. Главный эффект перехода — быстрое масштабирование и подключение к разным финансовым системам. Конкурентоспособность сервиса вырастет в разы, ведь, обладая банковскими данными клиента (полученными с его согласия), он может быстро запускать новые продукты.

Вероятно, будет расти востребованность специальной прослойки Fintech-сервисов, которые предоставляют другим отраслевым игрокам удобную инфраструктуру для подключения к открытым банковским, таким как Nordigen, Plaid, Tink, TrueLayer, Salt и Edge.

5. Необанки

Цифровые банки, которые позволяют проводить все операции онлайн, в 2020 году сгенерировали оборот в $35 млрд. Ожидается, что рынок будет расти в среднем на 48% в год до 2028-го и превысит к этому моменту $722 млрд, по оценкам Statista. Тренд усилится по мере того, как метавселенные будут проникать в повседневную жизнь человека.

Банкам придется соревноваться не только друг с другом, но и с крупными технологическими компаниями. Паттерны поведения аудитории сегодня таковы, что она выбирает «первичный» классический банк, а после этого — цифровой финансовый сервис от PayPal, Amazon, Apple и Google, согласно опросу Insider Intelligence. ИТ-гиганты явно будут стремиться закрыть обе потребности одновременно, что сегодня, например, пытается сделать PayPal через свое суперприложение. Игроки меньших масштабов вроде Dave (приложение для проверки банковских счетов), выходят на IPO, а значит, готовятся масштабировать или диверсифицировать услуги.

Это ключевые тренды FinTech в 2022 году, но не только они будут определять изменения и открывающиеся возможности. Вероятно, второе дыхание обретет блокчейн и заметно повысится степень внедрения биометрических систем. Ясно одно: технологии продолжат трансформировать традиционную финансовую индустрию.

Еще по теме