Top.Mail.Ru
мнения

От кофеен до вейп-шопов: топ самых популярных франшиз в России

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В стране в этом году стало больше франшиз вейп-шопов, кофеен и ПВЗ, хотя в целом по России все игроки рынка наблюдали сильный спад по запросу на покупку франшизы. О самых популярных и перспективных на сегодня франшизах, во сколько они обходятся и о новых трендах на этом рынке в колонке для журнала «Компания» рассказал сооснователь TopFranchise, эксперт по франчайзингу Виктор Большаков. 

С сентября прошлого года все игроки франчайзингового рынка наблюдали достаточно сильный спад коммерческого трафика по запросу на покупку франшизы — процентов на 30. Подобное уже было в 2020 году на фоне пандемии, но если тогда трафик восстановился за пару месяцев, то в этот раз к нормальным показателям он вернулся только в феврале. И в этом году спрос на франшизы вряд ли вырастет. По нашему прогнозу, он сократится на 10%, а количество новых франшиз, которые выйдут на рынок, — на 16% по сравнению с 2022-м.

Тем не менее люди продолжат покупать франшизы, а компании — запускать, у этого рынка высокая выживаемость. Можно сказать, что он фактически антикризисный. Число занятых во франчайзинговых сетях по итогам 2022 года составило порядка 5,72 млн человек. Кроме того, франчайзинговая модель масштабирования бизнеса дает российским компаниям возможность выходить на зарубежные рынки — это одна из причин, которая удерживает интерес фирм к развитию по франшизе от резкого падения.

В прошлом году мы провели масштабное исследование состояния франчайзинга в России и получили интересную картину рынка.

Стало больше франшиз вейп-шопов, кофеен и ПВЗ

Что касается новых франшиз, которые появились в 2022 году, то в основном это бренды из сферы услуг. В первую очередь — франшизы, связанные со строительством и ремонтом, развлечениями, в частности VR-аттракционы и бизнес-игры, недвижимостью, бухгалтерскими услугами, гостиничным бизнесом и уходом за животными.

Кроме того, в прошлом году вырос спрос на покупку франшиз ПВЗ: количество новых точек увеличилось примерно на 11%. Чаще всего открывались пункты выдачи Ozon и Wildberries. Но на франчайзинговом рынке появились и новые заметные федеральные игроки в сфере курьерской доставки и выдачи интернет-заказов, которые сразу показали взрывной рост, — это «Яндекс.Маркет» и ExMail, обслуживающий «Авито». В среднем эти сети открывали в прошлом году по 100 ПВЗ каждый месяц. Сейчас продолжается передел отечественного рынка логистики, который начался в прошлом году из-за ухода DHL, Pony Express и TNT, поэтому в этой нише еще будут появляться и новые игроки, и новые франчайзи.

Но самые яркие тренды франчайзинга — в ритейле. Если в 2021-м в стране был бум на алкомаркеты и пивные магазины, то в прошлом году появилось большое количество вейп-шопов — увеличилось как число новых брендов франшиз, так и число открытых франчайзинговых точек. Здесь в разы, а именно в 40 раз по сравнению с 2021-м, увеличилось количество открытых франшизных точек. В этом году, когда законодательство в сфере электронного курения ужесточилось, тренд, возможно, затормозится, но вряд ли полностью сойдет на нет. По крайней мере, крупные франшизы вроде PiterSmoke не планируют сворачивать свою деятельность — наоборот, рассчитывают на то, что не все игроки смогут работать в легальном поле и освободят место.

Другой тренд — рост количества магазинов с товарами для интерьера и дома, от мебели до постельного белья. К этой нише относится каждая четвертая новая франшиза в сфере ретейла. Закрытие IKEA дало толчок производителям и дистрибьюторам начать масштабироваться по франчайзинговой модели.

В сфере общественного питания все стабильно: больше всего новых франшиз — это кофейни различных форматов, от стоек самообслуживания и кофе с собой до кофеен-пекарен и кондитерских. Этот тренд не меняется на протяжении последних трех-четырех лет. Но хочется отметить, что в прошлом году стало больше франшиз фастфуда с нишевыми концептами вроде шаурмы и халяльных ресторанов. И продолжается рост новых франшиз в категории дарк китчен. Уход «Макдоналдса», «Старбакса», KFC и других брендов существенно сократил долю общепита в структуре франчайзингового рынка. Новые владельцы этих сетей пока не развиваются по франчайзингу, а пришедшие на рынок новички не могут заполнить освободившееся место.

еще по теме:
Как открыть бизнес по франшизе
Рассказываем, какие нюансы стоит учесть, чтобы стать частью известного бизнеса и не остаться в убытке
Бизнес по франшизе

Будет больше франшиз производств и детского развития

За первые пять месяцев 2023-го прошлогодние тренды сохранились: бОльшим спросом на рынке продолжают пользоваться франшизы постаматов и пунктов выдачи товаров, франшизы кофеен, а также франшизы магазинов фиксированных цен.

В сфере детского развития у потенциальных франчайзи набирают интерес франшизы логопедических центров и школ профориентации. Это стремительно растущий рынок: спрос на такие услуги у потребителей растет, а предложений на рынке франчайзинга пока мало. То же самое касается франшиз агробизнеса, доставки автомобилей из Европы, фулфилмента, миграции и переезда в другие города и психологической помощи.

Кроме того, активно растет рынок вендинга: от кофеен, холодильников или магазинов самообслуживания до автоматов по продаже чистой воды.

Медленно, но все же на рынке появляются франшизы производств, которые обеспечивают франчайзи сырьевой базой, оборудованием и территорией для дистрибуции товара. Инвестиции в открытие таких франшиз высокие, но за ними будущее. Если государство продолжит поддерживать производственный бизнес субсидиями и налоговыми льготами, то подобных франшиз скоро станет больше и появится возможность выбирать.

А вот франшиз ритейла, особенно магазинов импортных товаров, будет становиться все меньше. Это объясняется сложностями с логистикой: обеспечить всех партнеров стабильными оперативными отгрузками товаров сейчас непросто.

Какие франшизы выбирают

Большинство франшиз на рынке можно открыть, вложив от 350 тыс. до 1,5 млн рублей, — в 2022 году их было 45% от всего количества франшиз. В пределах таких инвестиций можно запустить ПВЗ, вейп-шоп, кофейню самообслуживания. У 27% франшиз на рынке инвестиции начинаются от 1,5 млн рублей — это продуктовые магазины, кофейни, парикмахерские и маникюрные салоны, детские развивающие центры и другие.

Франшиза — это во многом покупка работы. И заработок напрямую зависит от размера вложений. Если вложить один миллион рублей, то чистая прибыль составит от силы 60–70 тыс. рублей в месяц. Неплохой прибылью можно считать те франшизы, которые позволяют зарабатывать 200–300 тыс. рублей чистыми — инвестиции в них составляют 2,5–3,5 млн рублей.

Многие предприниматели воспринимают франчайзинг как инвестицию и диверсифицируют вложения: покупают не одну, а несколько франшиз в разных нишах. Например, к франшизе автозаправки открывают франшизу ресторана или пункта выдачи заказов. Или к франшизе в сфере b2b добавляют франшизу в b2c — кофейню или пекарню. Более-менее надежный объект для инвестиций — это проверенные временем франшизы, которые развивают франчайзинг больше 5 лет и у которых уже открыто больше 20 точек.

Вложения в бизнес по франшизе сегодня приносят больше, чем банковский вклад или недвижимость, 15–20% годовых, и окупаются в среднем за полтора-два года.

Еще по теме