$ 70.99
 77.92
£ 86.89
¥ 65.89
 73.25
Нефть WTI 12.02
GOLD 1708.03
РТС 1212.20
DJIA 25268.44
NASDAQ 9306.69
мнения

От коллайдера до коллайдера

Дмитрий Медведев и генеральный директор Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) Фабиола Джанотти во время осмотра Большого адронного коллайдера. Фото: РИА Новости Дмитрий Медведев и генеральный директор Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) Фабиола Джанотти во время осмотра Большого адронного коллайдера. Фото: РИА Новости
Дмитрий Романов, директор департамента корпоративных коммуникаций Panasonic Россия

Подводя технологические итоги десятилетия, очень легко слукавить, сказав: «Ну, мы-то уже тогда понимали…». Но нет. В 2009 году в ЦЕРН только-только запустили Большой адронный коллайдер, миссия NASA подтвердила наличие воды на Луне, а Россию с головой накрыл экономический кризис. И никто не знал, какая разработка или killer application «выстрелит» и что ждет глобальный и российский рынок.

Одной из немногих технологий, действительно оправдавшей возложенные на нее ожидания, стали облачные вычисления. И если в 2009 году виртуализация сервисов и ИТ-инфраструктуры практиковалась исключительно на уровне корпоративных заказчиков, то сегодня в облако уходит практически все. Удаленное хранение и обработка информации стали обыденностью — и основой для создания уникальных решений и сервисов. Например, систем автоматической парковки автомобилей (без человека внутри), синхронного облачного перевода, даже на 100 % автоматизированных «умных магазинов» без «человеческого персонала».

В апреле 2019 года Panasonic совместно с японской сетью FamilyMart запустили необычный проект в Иокогаме. Там покупатели одного из минимаркетов могут ходить за покупками буквально с пустыми руками. Предварительно зарегистрировав свое лицо и банковскую карту в системе, они просто набирают товар в корзинку, подходят к терминалу оплаты и пару секунд смотрят в камеру. Система узнает их, загружает список товаров и после подтверждения списывает деньги с карты. Все данные при этом хранятся и обрабатываются в защищенном облаке.

В аэропортах Японии тестируется разработка для пассажиров с ограниченной мобильностью — роботизированные кресла Whill next и антивандальные электровагончики для чемоданов. Перемещаются они самостоятельно — с помощью встроенного мотора и аккумуляторов (заряда хватает на 25 км, скорость — до 8,9 км/ч). Кресла и грузовые вагончики могут коммуницировать между собой, на ходу выстраиваясь в цепочки. В качестве пульта управления при этом выступает обычный смартфон, подключенный к облаку. Кресла и тележки смогут обходить препятствия, благодаря встроенным сенсорам и системе распознавания образов.

Технологии автомобильных аккумуляторов тоже сделали прорыв, качественно изменив автомобильный рынок и его развитие на десятилетия вперед. И хотя тема электроавтомобилей все еще не столь актуальна для России с ее недостаточно развитой зарядной инфраструктурой и холодным климатом, в перспективе нового десятилетия мы неизбежно столкнемся с необходимостью модернизации автотранспорта.

Во многих случаях выделить какую-то одну лидирующую технологию просто не представляется возможным: настолько тесно они объединились в комплексных решениях. Как, например, в случае «умных городов», имеющих все шансы стать глобальной идеей и сценарием будущей урбанистики. В них используются централизованные системы безопасности, обмена информацией, производства, хранения и расходования энергии и т.п.

технологии будущего Цунасима — это модель мегаполиса будущего

В Японии, Европе и США за последнее время было запущено сразу несколько таких проектов, каждый из которых «заточен» под решение специфических проблем того или иного региона. Например, Фуджисава, расположенная в сейсмоактивном регионе Японии, призвана в случае ЧП обеспечить возможность автономного существования почти трех тысяч человек, снабжать их «зеленой» энергией. Цунасима — это модель мегаполиса будущего с высокотехнологичным жилым комплексом, «умным» ТРЦ, научно-исследовательской лабораторией, кампусом Университета Кэйо, водородной зарядной станцией и другими футуристическими объектами. Город Суйта ориентирован на медицину и здоровье своих обитателей, значительная часть которых могут быть немолоды, учитывая активное старение японского населения. «Умный город Берлин» призван обеспечить комфортное экологичное сосуществование представителей разных поколений. Все эти площадки стали инкубаторами и реальным воплощением инноваций в бизнесе, образовании и повседневной жизни. И можно прогнозировать распространение таких комплексных высокотехнологичных проектов в других странах мира.

К сожалению, есть и технологии, которые, как говорят, «не взлетели» — например, 3D. Ею 8-9 лет назад бредили буквально все. Каждая сколько-нибудь громкая киноновинка обязательно сопровождалась трехмерной версией. Видеокамеры и телевизоры обязательно должны были иметь соответствующую функцию. В 2010 году мы вместе с «НТВ-Плюс» даже запустили первый в России 3D-канал. Летние игры 2012 года в Лондоне в тестовом режиме снимались в 3D. Однако технология в итоге не нашла по-настоящему широкого признания у покупателей и быстро уступила место новым стандартам сверхвысокого разрешения — 4К, 8К. И Panasonic, как многолетний технологический партнер МОК, использовал Олимпийские игры в Сочи, Рио-де-Жанейро, Пекине как площадки для тестирования уже этих, самых передовых для того момента, аудиовизуальных технологий.

Похожий интерес сегодня вызывают технологии дополненной и виртуальной реальности — AR и VR. Они выглядят довольно перспективными, причем как для бизнеса, так и для бытового использования. В России интерес к VR/AR проявляется в самых неожиданных областях — многие помнят новости о тестировании очков на подмосковных буренках, которые при всей своей анекдотичности вполне могут воплотиться в жизнь.

Символично, кстати, что Большой адронный коллайдер вновь откроется после ремонта в 2021 году. Значит ли это, что мы на пороге еще одного мирового технологического рывка?