$ 77.24
 91.88
£ 106.18
¥ 70.62
 83.51
GOLD 1728.49
РТС 1436.72
DJIA 33745.40
NASDAQ 13850.00
 4423331.00
мнения

От контроля сна и вакцин до машинного обучения

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Многим инвесторам из-за пандемии пришлось пересмотреть свои планы. Тем не менее лишь 5% из них в 2020 годусократили объем вложений. Почти каждый второй, напротив, увеличил суммы инвестиций, но некоторые изменения претерпели направления денежных потоков. 30% инвесторов отмечают, что открыли для себя новые ниши, но одно остается неизменным — популярность техноиндустрии. Генеральный директор финтех-компании RBK.Money Денис Бурлаков рассказал о самых перспективных направлениях для инвестиций.

Технологии заботы о здоровье

Сегменты WellTech и BioTech хорошо развивались и до пандемии: в 2018 году около 20% инвестиций семейных офисов приходилось на эти сектора. Но COVID-19 сделал их еще более популярными. В 2019-м российский рынок биотехнологий вырос на 30% по отношению к 2015 году. К 2024-му ему предсказывают рост на 3,7–6,7% ежегодно до достижения объема 312 млрд рублей (на 24% больше, чем в 2019-м). Иностранный BioTech не менее активен: только американские компании в 2020 году привлекли $9,4 млрд, побив рекорд 2018 года — $6,5 млрд, следует из данных WSJ. В мире бум IPO разных BioTech-стартапов, а новых венчурных фондов, ориентированных на этот сегмент, в США уже в первом полугодии 2020-го появилось больше, чем за весь 2019-й.

Стартапы в области WellTech и BioTech есть в портфеле у Уоррена Баффета — он приобрел долю в Biogen (разработка лекарства от болезни Альцгеймера), сумма сделки составила $192 млн. Билл Гейтс вложился в Ginko Bioworks (синтетическая биология) и Foundation Medicine (диагностика и лечение онкологий), а Джефф Безос — в Grail, разработчика тестов для раннего выявления рака. В эту же компанию инвестирует целое подразделение Google. Причина — в новых возможностях биотехнологий, способных произвести глобальную революцию. А пандемия стала новым вызовом и указала на направления, про которые позабыли за геномными технологиями и клеточной иммунотерапией. Но из-за COVID-19 они актуальны и в 2021 году не сдадут своих позиций.

Во-первых, это телемедицина: стартапы для оказания дистанционной помощи в прошлом году просто взлетели — американский проект Doctor On Demand за 2013–2020 годы привлек свыше $235 млн, из которых $75 млн были получены в пандемию. А похожий европейский стартап Kry только в 2020 году получил 140 млн евро (на январь 2020-го получалось $155 млн) от инвесторов. ВОЗ называет телемедицину одним из ключевых компонентов борьбы с коронавирусом и вносит ее в число приоритетных направлений для цифрового развития здравоохранения. К 2026 году рынок телемедицины может достигнуть $175 млрд при ежегодном росте на 19,3%.

Второе направление — устройства для диагностики состояния здоровья: люди испытывают все большую обеспокоенность своим состоянием, а пандемия показала, как важно иметь возможность оперативно проверить, все ли в порядке. Выросли продажи фитнес-трекеров и смарт-часов в России: на 17% — в количественном выражении и почти на 40% — в финансовом. На мировом рынке к 2024 году может быть продано свыше 300 млн таких гаджетов. Но часы, проверяющие пульс и дыхание (или кислород в крови, как Withings ScanWatch), не единственные важные для здоровья гаджеты. Кардиостимуляторы, способные передавать данные врачам для своевременного предотвращения приступа, наушники для контроля артериального давления и другие приспособления постепенно заполняют рынок.

В WellTech повышенное внимание уделяется управлению сном и его оптимизации. К 2024 году в этом сегменте может быть задействовано свыше $580 млрд, потому что люди начинают уделять все больше внимания ментальному здоровью. Голландский стартап Onera Health предлагает «умные пластыри», которые прикрепляются к коже и контролируют дыхание во сне. Это не только позволяет следить за качеством сна (наблюдение за функциями легких, мозга и сердца), но и корректировать нарушения. Стартап уже привлек свыше $10 млн и попал в рейтинг 150 самых перспективных частных компаний в области цифрового здравоохранения.

И никуда без CovidTech: инвестиции в разработку вакцин от коронавируса в 2020 году исчисляются миллиардами долларов. По оценкам Airfinity, государства потратили на это 6,5 млрд фунтов стерлингов ($9,1 млрд), а некоммерческие организации — 1,5 млрд фунтов стерлингов ($2,1 млрд). Однако, по другим данным, к августу 2020-го только в США государство вложило в разработку вакцин свыше $10 млрд. В 2021 году Штаты готовятся выделить еще $4 млрд. Капитализация компаний, участвующих в этом процессе, растет сумасшедшими темпами. Под конец 2020 года Moderna оценивалась в $35 млрд, а стоимость ее акций взлетела с $18,89 до $169 за период с января 2020-го по февраль 2021 года. Pfizer такого активного роста не показывает: стоимость ценных бумаг — всего $34,6, однако капитализация по итогам года составила $204 млрд. На продажах вакцин обе компании в 2021 году имеют шансы заработать свыше $32 млрд.

Ставка на образование

Прошлый год стал мощной встряской для рынка образования, ни в одной стране не оказались готовы к вызову в виде длительной дистанционной практики. Это привело к стремительному росту инвестиций в EdTech-проекты: за три квартала 2020-го во всем мире в них было вложено больше денег, чем за 2019 год, — $8,3 млрд. Российские образовательные компании увеличили свою выручку более чем в два раза во втором квартале 2020-го. Особенно успешным год оказался для Mail.ru Group: корпорация обладает долями в Geekbrains, Skillbox, «Учи.ру» и других высокодоходных российских стартапах. Интерес инвесторов и бизнеса к EdTech в 2021 году позиции не сдаст: не все страны мира вернулись к очному обучению, нет гарантий, что не придется снова уходить в онлайн, поскольку пандемия не ушла в прошлое. А значит, отрасль будет развиваться.

Ведущая роль в EdTech сегодня принадлежит платформам для онлайн-обучения, которые во время локдауна спасали школьников и студентов по всему миру. В России доля дополнительного школьного образования в этом секторе — всего 15–20%, но прогнозируется ее рост до 50%. Инвестируют в цифровые платформы даже госструктуры, в РФ — в рамках проекта «Цифровые технологии». Кроме классических сервисов, появляются и более интересные проекты: например, NexTouch, адаптированный для лиц с ограниченными возможностями здоровья благодаря визуально-звуковым системам, электронной книге для слабовидящих и другим решениям.

Пандемия обнажила проблему самостоятельного изучения материалов во время дистанционной учебы, поэтому обострилась потребность в технологиях для повышения доступности информации, таких, как у индийского стартапа Unacademy, который предлагает материалы для подготовки к профессиональным испытаниям и вступительным экзаменам. В 2020 году компания приобрела доли в нескольких образовательных проектах для расширения своей базы — TapChief, Delhi, Coursavy, Mastree. Все, чтобы построить крупнейшую платформу в мире. За пять лет существования в Unacademy было инвестировано почти $400 млн.

Решения для проведения онлайн-тестов или экзаменов — еще одна потребность, обусловленная пандемией с ее неоднократным переносом ЕГЭ и государственных экзаменов в вузах, а также последующей их сдачей дистанционно. Одних только сервисов для видеосвязи (Zoom и другие) недостаточно для процедуры: необходимо обеспечить прозрачность проведения экзамена, идентификацию участника. Если рассматривать письменные задания, то здесь нужна их адаптация под удаленный формат, и это должна делать машина, а не учитель. Сервисы для проведения онлайн-экзаменов появляются, например ProctorEd, не позволяющий списывать студентам, или INDIGO, предлагающий автоматизировать процесс тестирования и обработки результатов. Но этот сектор еще будет расти.

Компьютерные технологии

Рынок IT и до 2020 года себя отлично чувствовал, а всеобщая цифровизация сделала его еще более процветающим. Гиганты из S&P 500 — Intel, Microsoft, Apple, Amazon — ежегодно демонстрируют стабильный рост, они не потеряли позиций, даже несмотря на коронакризис, и в дальнейшем тоже будут интересны для инвестиций. У Apple стоимость акций с началом пандемии пошла вверх, обновляя исторические максимумы, — все из-за роста спроса на гаджеты и онлайн-сервисы. Доход компании и прибыль на акцию также ставят рекорды. Amazon в июле 2020-го отличился капитализацией в $1,3 трлн, а Microsoft к февралю 2021-го стала второй компанией в рейтинге по рыночной стоимости. Первое место — у Apple.

В IT-секторе в 2021 году высокая инвестиционная привлекательность у нескольких ниш.

Первая — облачные технологии, одна из причин роста цены акций Microsoft. Удаленная работа стимулировала интерес к таким решениям, а с учетом того, что и после завершения пандемии она останется, пусть даже в гибридном формате, cloud-сервисы не потеряют актуальности. Выручка одного из крупнейших стартапов в этом секторе — DropBox — в четвертом квартале 2020 года превысила $500 млн — это на 13% больше, чем в аналогичном периоде 2019-го.

Второе «пандемийное» направление для инвестиций — компании, которые занимаются разработками на базе ML (машинного обучения) и ИИ (искусственного интеллекта). По данным IDC, более 25% всех решений, связанных с ИИ, находятся в производстве, а свыше 30% — в активной разработке. И темпы внедрения таких технологий будут расти. Причина — в укрепляющейся тенденции к роботизации и совместной работе человека и машины. Популярность набирают роботы для сферы обслуживания, в частности курьеры для доставки заказов: Starship Technologies уже привлекла $17 млн. А в сети кофеен «Шоколадница» проводится пилотный запуск роботов-официантов. Также разрабатываются роботизированные кухни (Moley Robotics) или полноценные столовые, как у Karakuri.

Более узкий технологический сектор — это решения для оптимизации и автоматизации бизнес-процессов. По мнению респондентов исследования IDC, для небольших и средних компаний с числом сотрудников до тысячи человек одним из приоритетных вопросов является автоматизация IT, а для крупных организаций — автоматизация человеческих ресурсов. В первую очередь речь идет о CRM-системах, например о Pipedrive (онлайн-сервис в виде облачного решения). Подобные сервисы позволяют увеличить скорость прохождения клиента по воронке продаж, повысить конверсии, снизить риск человеческой ошибки при работе с клиентами и данными.

*Статья не является инвестиционной рекомендацией