Top.Mail.Ru
бизнес

От перемены мест слагаемых изменилась розница

Фото: пресс-служба онлайн-платформы «на_полке» Фото: пресс-служба онлайн-платформы «на_полке»

К 2024 году общепризнанное мнение, что розничный рынок безраздельно принадлежит крупным торговым сетям, а средним и мелким игрокам остается работать на грани рентабельности, окончательно показало свою несостоятельность. Не очень устойчивый, на первый взгляд, сегмент традиционной торговли вновь продемонстрировал свою способность выживать. 

Еще в период пандемии 2020–2021 годов, когда сетевые супермаркеты в торговых центрах теряли трафик, небольшие точки «у дома» стали именно тем местом, где удобнее и безопаснее приобретать все необходимое.

Экономические санкции 2022 года внесли новые коррективы в распределение ролей в отечественном ритейле. Иностранные бренды стали массово покидать рынок. При этом традиционная розница, не скованная регулирующими контрактами, открылась для продукции параллельного импорта. Покупатель снова увидел привычные продукты, а якобы отошедшая на «задворки» рынка несетевая розница открыла для себя новые горизонты.

В итоге необходимость поиска новых каналов закупки и сбыта привела игроков ритейла на B2B-маркетплейсы. Они объединили в рамках одной площадки предложения от разных поставщиков и торговые точки традиционной торговли, которые благодаря новому инструменту получили доступ к широкому ассортименту по конкурентным ценам.

«Для поставщиков есть ряд преимуществ работы с несетевой розницей: легкий вход, отсутствие жестких матриц и необходимости выделения дополнительных бюджетов на маркетинг. Однако они столкнулись и с проблемами, — отмечает генеральный директор онлайн-платформы оптовых закупок „на_полке“ Екатерина Скрибцова. — Во-первых, в отличие от сетевого ритейла, здесь необходимы договоренности с каждой торговой точкой, и не всегда удается сделать рамочные условия для всех. Во-вторых, есть сложность контроля, которая является следствием первого пункта. И платформы помогают решать эти вопросы, равно как и облегчать бизнес-процессы для неопытных игроков розницы».

Именно в этом Екатерина Скрибцова видит причины растущего интереса к «на_полке». По ее словам, по итогам 2023 года количество поставщиков онлайн-сервиса выросло в два раза, а клиентов в 2,5 раза — на текущий момент активная клиентская база составляет около 11 тысяч юрлиц, и более половины из них совершают сделки каждый месяц. «Для нас это только старт, так как в конце 2023 года мы начали экспансию по России, открыв такие регионы, как Сибирь и Татарстан, — рассказывает Екатерина. — В 2024 году планы еще более амбициозные. Ключ к успеху — ответ на конкретные потребности розницы, которые приводят к оптимизации бизнес-процессов для всех участников рынка».

В коммуникации несетевая розница требует особого подхода: здесь действуют не только принципы В2В-взаимодействия, но и правила рынка В2С. В большинстве независимых торговых точек процесс закупкок происходит вне бизнес-планов и стратегий, а модель поведения практически повторяет сценарии в B2C-сегменте. Эти моменты важны при выстраивании стратегии продаж и планировании маркетинговых активностей.

Новые возможности для небольшого бизнеса, безусловно, повышают популярность B2B-маркетплейсов, и, по прогнозам аналитиков «на_полке», в ближайшие 3–5 лет этот рынок в России сгруппируется вокруг 2–3 самых заметных игроков.