От программистов 1C до таргетологов и IT-рекрутеров
Работа в сфере IT привлекает самых разных людей: от выпускников школ до шахтеров и мам в декрете. При этом на рынке все равно дефицит специалистов. По данным Минцифры, не хватает от 500 тысяч до миллиона сотрудников, а к 2027 году дефицит может увеличиться в два раза. Так было не всегда: в 2003 году на hh.ru было опубликовано 3206 вакансий в IT-сфере. Сегодня их свыше 113 тысяч, то есть за 19 лет спрос вырос в 35 раз. А востребованные IT-профессии за эти два десятилетия сильно изменились.
2003–2014: программисты 1С, Java- и Python-разработчики, SEO- и SMM-специалисты
В 2014 году HeadHunter сделал обзор рынка труда в IT-сфере за десять лет.
Самыми востребованными специалистами были:
программист 1C,
flash-девелопер,
системный архитектор,
разработчик Oracle,
Perl-программист.
К 2014 году рейтинг языков программирования изменился: на первом месте оставался 1C, а дальше — по убыванию: Java, PHP, C++, JavaScript.
Сейчас flash-девелоперов уже не ищут: с 2020 года игры и баннеры на основе Adobe Flash Player заблокировали. Вместо flash-плееров теперь на сайтах используют HTML5.
Остальные профессии все еще востребованы, но на некоторых специалистов спрос ниже. Так, язык Perl заменяют на более понятный и универсальный Python. Поэтому и разработчиков на Python нужно больше. Ближе к 2010 году популярными стали профессии, связанные с разработкой и продвижением сайтов. Быстро рос спрос на программистов JavaScript и PHP-разработчиков, так как бизнес понимал, что будущее — за интернетом и нужно продвигать свою организацию не только офлайн.
Энтузиасты и предприниматели создавали тематические сайты со статьями, чтобы заработать на трафике. Поэтому вырос спрос на SEO-специалистов — они продвигали сайты в поисковых системах, а еще — на контент-менеджеров — кто-то должен был ежедневно выгружать большой объем контента.
С 2007 до 2014 год на hh.ru появились позиции, которых не было в 2003–2006 годах: Android- и iOS-разработчики. И объяснение этому простое: в 2007-м вышел первый смартфон от Apple, в 2008-м — смартфон на Android. В 2006 году были запущены соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Тогда же появилась вакансия SMM-менеджера: бизнесмены поняли, что через соцсети можно привлекать внимание к компании и продавать свои товары и услуги.
2014–2019: iOS- и Android-разработчики, ASO-специалисты и нишевание дизайнеров
По данным InScale, в 2013 году оборот российских онлайн-магазинов составил 470 млрд рублей. В 2014-м его размер достиг 612 млрд рублей, а в 2015-м — 650 млрд рублей. Поэтому многие бизнесмены переходили в онлайн: создавали свои интернет-магазины, лендинги и корпоративные сайты.
Еще в 2014 году вверх скакнула мощность смартфонов, развивалась 4G-сеть, экраны стали большими — от пяти дюймов. Стало еще удобнее читать статьи в браузере, играть в игры и учиться, заниматься спортом и отдыхать с помощью приложений. Instagram активно развивался и привлекал все больше пользователей: в январе 2013 года у приложения было всего 90 миллионов активных пользователей, а в 2015-м — уже 500 миллионов.
Поэтому рекрутеры стали искать больше разработчиков на iOS и Android, чтобы создавать приложения под смартфоны, и бэкенд- и фронтенд-разработчиков, чтобы делать сайты. По данным GitHub, в 2019 году самыми популярными языками программирования стали JavaScript — для разработки сайтов, Python и Java — как универсальные языки.
Когда есть цифровой продукт, его нужно продвигать. Поэтому маркетологи тоже стали востребованными. Появились таргетологи, которые настраивают рекламу в социальных сетях. Бизнесмены чаще стали обращаться к директологам, чтобы они настроили рекламу в «Яндексе» и Google. Копирайтеры начали писать продающие и продуктовые тексты, а не только информационные статьи для продвижения сайтов. Появились ASO-специалисты — как SEO, только для продвижения приложений.
Постепенно профиль у специалистов сужался. Веб-разработчики, которые раньше делали сайты и с внешней, и с внутренней стороны, поделились на фронтендеров, работающих с видимой частью сайта, и бэкендеров — с невидимой. Дизайнеры тоже нишевались. Появились:
графические — рисуют логотипы и баннеры;
веб — делают красивые сайты и визуально доносят идею продукта;
UX — придумывают структуру сайта, чтобы он был удобным и красивым одновременно.
2020–2021: постковидный рост спроса на айтишников, IT-рекрутеры
Из-за пандемии коронавируса, начавшейся в 2020 году, новых специальностей не появилось, но вакансий в IT стало больше. По данным SuperJob, в 2021-м спрос на IT-специалистов вырос на 90% по сравнению с прошлым годом, при этом резюме стало больше всего на 12%.
Бизнесмены, у которых раньше не было сайта, остались без связи со своими клиентами, когда всех изолировали из-за пандемии. Чтобы не обанкротиться, а дальше продавать и общаться с клиентами, многим пришлось создать сайт. Поэтому в 2020 году вырос спрос на фронтенд- и бэкенд-разработчиков и тестировщиков.
Чтобы о сайте узнало как можно больше людей, потребовались маркетологи, копирайтеры и директологи. Некоторые вместо сайта начали вести социальные сети. Поэтому искали таргетологов и SMM-специалистов.
Из-за пандемии люди оказались запертыми дома, и компании начали создавать новые онлайн-продукты: приложения для здоровья, общения, заказа продуктов и шопинга. Для этого потребовались мобильные разработчики на Android и iOS.
Еще спрос вырос на аналитиков данных. Бизнесов все больше, конкуренция выше — получить клиента не так просто. Поэтому компании стремятся принимать решения не наугад, а на основе данных. Они дают возможность делать клиентам персонализированные предложения и тем самым повышать вероятность покупки.
В 2022-м и последующих годах, по данным U.S. Bureau of Labour Statistics, востребованными будут следующие профессии:
облачный архитектор,
аналитик по безопасности,
системный аналитик,
разработчик приложений на iOS и Android,
специалист по искусственному интеллекту.