От схематичности к прозрачности
За десять лет своего существования компания «НИКойл-Страхование» успела сменить название, акционеров, руководство, бизнес-стратегию. Компания, отказавшаяся от «зарплатных схем» и активно присматривающаяся сейчас к классическому страхованию жизни, пережила все пертурбации отечественного страхового рынка. Об итогах прошедшего десятилетия и перспективах развития компании рассказывает генеральный директор Алексей Разуваев.
«Ко»: Как вы оцениваете достижения вашей компании и страхового рынка в целом за прошедшее десятилетие?
Алексей Разуваев: История Промышленно-страховой компании, нынешней «НИКойл-Страхование», прошла во многом те же характерные этапы развития, что и российский страховой бизнес в целом. Я считаю, что период с начала 1990-х годов был этапом созревания, подготовки к тому, что происходит сегодня, когда страхование заработало и стало по-настоящему востребованной услугой.
Я убежден, что время финансовых пирамид и любого другого «скоротечного» бизнеса в нашей стране прошло. Сегодня в первых строчках страховых рейтингов еще появляются названия абсолютно никому не известных компаний, но за этим стоит псевдолидерство, и оно обречено. Все крупные компании идут к своему успеху долгой и трудной дорогой.
«Ко»: Вы возглавили Промышленно-страховую компанию год назад. Что произошло за это время?
А.Р.: В первый год работы в компании главной моей целью была переориентация ее бизнеса на классические виды страхования с учетом всего наработанного за предыдущие девять лет существования предприятия, а также на силы и способности новых менеджеров. Такая цель означала не просто смену «вывески». Нам предстояло изменить структуру страхового портфеля компании, технологии работы, скорректировать сам подход к страхованию. Сегодня я могу сказать, что мы многого достигли: «НИКойл-Страхование» больше не ассоциируется с компаниями, специализирующимися на оптимизации налогообложения. Компания предлагает все виды классического добровольного страхования, ее клиентский портфель пополнился новыми известными именами, привлечены к страхованию тысячи клиентов – физических лиц. За год нам удалось создать базу для дальнейшего развития компании. И это позволит нам удерживать свои позиции в числе лидеров страхового рынка России уже на основании реальных рыночных позиций.
«Ко»: А каким образом наличие такого акционера, как корпорация «НИКойл», способствует реализации ваших лидерских амбиций?
А.Р.: Финансовая корпорация «НИКойл», ставшая в прошлом году основным владельцем ПСК, серьезно заинтересована в страховом бизнесе. Акционерами утверждена комплексная программа развития на период до 2008 года. На первом месте – развитие классических видов страхования. Некоторые успехи, причем заметные, нами уже достигнуты: в последних рейтингах страховщиков мы занимаем места с третьего по девятое в основных видах страхования. Мы стремимся к тому, чтобы все востребованные рынком страховые услуги стали доступны нашему клиенту в самое ближайшее время. Если говорить о корпоративных клиентах, то в этой сфере мы будем продолжать развивать страхование имущества и ответственности, в том числе сельхозпроизводителей, комплексное страхование банков. Кроме того, компания планирует выйти на международный рынок страхования судов, грузов и перевозчиков.
«Ко»: Глава «НИКойла» Николай Цветков неоднократно говорил о своем желании построить «финансовый супермаркет». Можно ли сказать, что банковские и страховые услуги компаний, входящих в корпорацию, уже продаются в одном пакете?
А.Р.: Да. Смысл «финансового супермаркета» в том, чтобы максимально упростить для клиента процедуру получения того набора финансовых услуг, который ему в данный момент необходим. Нашему клиенту должно быть удобно, и все операции нужно проводить быстро. Разработанный проект организации центров продажи финансовых продуктов позволяет нам предложить клиенту сразу весь спектр услуг – как банковских, так и страховых. Например, обратившись в банк с целью оформить вклад, положить деньги на депозит, приобрести пластиковую карту, клиент может получить и другие финансовые услуги, в том числе страховые: страхование жизни, страхование от несчастного случая, страхование жилья, имущества, автомобиля и т.д.
«Ко»: Как сказалась на деятельности компании смена названия?
А.Р.: Положительно. С новым названием мы получили репутационную и брэндовую поддержку со стороны «НИКойла». Смена названия символизировала и те многочисленные перемены, которые произошли в бизнесе компании.
«Ко»: Вы неоднократно говорили, что компания будет активно продвигаться в регионы. Что удалось сделать и есть ли отдача от региональных подразделений?
А.Р.: Активная экспансия в регионы является сегодня одной из приоритетных задач компании. Мы открыли 200 представительств по всей России, от Петербурга до Владивостока. За период с начала года региональная сеть компании собрала 650,5 млн руб. страховой премии, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2002-го. Такой рост связан в первую очередь с увеличением количества представительств и нашей готовностью предлагать жителям регионов те страховые продукты, которые соответствуют и их потребностям, и их возможностям.
Жителям нескольких городов, в том числе москвичам, мы предлагаем застраховать свое жилье за 20 – 30 рублей в месяц. При этом выплат вполне хватит для того, чтобы аннулировать последствия, например, затопления и сделать небольшой ремонт. Льготное страхование жилья по карману абсолютному большинству россиян. А отработанная нами технология заключения и сопровождения таких договоров идеально подходит для реализации закона об обязательном страховании жилья в России.
«Ко»: А как вы оцениваете введение Закона об обязательном страховании автогражданской ответственности?
А.Р.: Я считаю, что это первый шаг к цивилизованному построению страхового рынка. Следующими шагами, лет так через пять, может стать принятие законов о страховании ответственности производителей и работодателей, как то имеет место на цивилизованных рынках.
«Ко»: И все же продажа полисов по ОСАГО – это прибыльно или разорительно для страховой компании?
А.Р.: Гарантию безубыточности таких операций может дать только диверсификация бизнеса. Нельзя делать ставку только на продажу полисов ОСАГО. Основной аргумент в пользу нашего участия в реализации закона не заработок, а дополнительная возможность развития. Через ОСАГО наша компания будет развивать свою инфраструктуру и продажи по другим видам страхования.
«Ко»: Планируете ли вы какие-либо объединения или покупку других страховых компаний?
А.Р.: Пока подобных планов нет, но я не исключаю такой возможности. В любом случае нашими партнерами могут быть только российские компании. Но для выделения в отдельную компанию услуг по страхованию жизни мы ищем зарубежного партнера. Дело не в инвестициях, которые потребуются, – деньги есть, нам нужны западные технологии и наработки, западный менеджмент, который мог бы обучить наш персонал.
«Ко»: Западные компании проявляют интерес к сотрудничеству с российским страховщиком?
А.Р.: Сейчас многие международные компании будут пытаться проникнуть на российский рынок. Страхование жизни для них – наиболее интересный сегмент.
На какую долю рынка претендует «НИКойл-Страхование»?
А.Р.: Ориентиром для нас является достижение 7-процентной доли рынка по рисковым видам розничного страхования к 2008 году. Капитализация бизнеса по операциям в этом сегменте должна будет составить как минимум $150 млн. Я считаю, что самое главное сейчас – сделать наш бизнес максимально рыночным, рентабельным, прозрачным.