От всех – по способностям, каждому – по труду

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ искренне полюбили президента. В наибольшей степени те, кому как членам олигархического РСПП удается регулярно встречаться с ним, высказывая наболевшее. Эффективны и одноразовые контакты, что доказала встреча президента с автопромышленными магнатами. Правительство любят не так сильно. Президент, случается, обещает, что будут приняты весьма приятные предпринимателям решения. Работа же правительства в том и заключается, чтобы «по дороге» от слов к делу обещания были откорректированы. Бывает и наоборот: президент пугает бизнесменов. А правительство, напротив, тихо делает то, что делало, – и ничего не меняет. И такое успокоение нисходит на всех – понятно становится, что ситуация у нас стабильная и предсказуемая. Крайние, радикальные меры «чисто по техническим причинам» не проходят: налицо торжество развитого центризма. Складывается ощущение, что президент сосредоточился на выбранных им ключевых направлениях реформы вроде выплаты внешнего долга, «Газпрома» или судебной реформы и более-менее энергично их «пробивает». А остальное цветет как цвело, то есть отдано на откуп тем, кто пришел раньше, до Путина. И все бы хорошо, только постоянное несоответствие между обещаниями (угрозами) и реальными делами каждый раз показывает неадекватность либо одного, либо другого. Результат предсказуем: девальвация заявлений и решений, т.е. девальвация власти. Повернуть можно и так и этак, только в печку не класть. Примеров недопонимания становится все больше – на сей раз это налоги на нефтяников, валютное регулирование, пенсии, бюджет, ну и, само собой, великий самарско-тольяттинский праздник – прощение всех грехов славным творцам машины «Жигули». Проще всего с бюджетом: президент хочет, чтобы хватило и на долги, и бюджетникам. Но хочет как-то неодновременно. Когда весы больше склоняются к долгу и правильной макроэкономике, возникает распоряжение создать федеральный стабилизационный фонд и сделать бюджет независимым от конъюнктуры. Потом приходят бюджетники, и красота финансовых замыслов куда-то девается, остается одна неприкрытая бюджетная правда. Теперь про пенсии. «Ко» рассказывал, какую замечательную для государственного Пенсионного фонда реформу придумал Михаил Зурабов. В лучшем случае 2% фонда оплаты труда из 28% соцналога пойдет на индивидуальные накопительные счета. Остальное предназначается нынешним пенсионерам, при этом лишь 12% из остающихся 26% будут как-то учитываться при определении размера будущих пособий. И даже скромными 2% гражданин не вправе распоряжаться как личными пенсионными сбережениями, передавая их специально аккредитованным для работы с пенсионными накоплениями страховщикам или негосударственным пенсионным фондам. Странные получаются накопления. Откровенная вытеснение частников из борьбы за пенсионные деньги глубоко их возмущает, а без выбора гражданином формы накоплений и доверенного лица по управлению ими пенсионная реформа лишается главного. Союз страховщиков и пенсионные фонды сумели донести все, что думают по поводу такой реформы, до общественности, а через структуры могучего РСПП пообщались с президентом. 30 мая Путин вполне твердо заявил, что частники будут допущены к работе с пенсионными деньгами. И ровно в тот же день Касьянов* спокойно подписал четыре «зурабовских» законопроекта по пенсиям. По этим законам выходит, что накопления – это часть бюджета Пенсионного фонда, т.е. теперь часть бюджета РФ. Не предполагается никаких уполномоченных управляющих компаний, работающих в т. ч. и на внешнем рынке. Проведена операция их устранения вполне классически: закон «Об инвестировании пенсионных резервов», в котором прописана роль частников, временно выпал из рассмотрения, ушел на длительную доработку. Когда этот закон все-таки будет подписан, работать он не сможет, так как остальные законы пенсионного пакета не оставляют для частников ничего. Говорят, впрочем, что у правительства свой интерес: Минфин будет выбирать, на депозиты каких банков положить деньги, сколько вложить в евробонды и гособлигации. Причем внести такой пакет пенсионных законов правительство хочет от имени президента: дескать, сам обещал – сам пусть и отказывается. То же и с валютным регулированием: правительство и ЦБ кровью и потом каждую добытую и напечатанную копейку конвертируют в американский цент, чтобы было чем с кредиторами рассчитываться. А президент обещает олигархам либерализовать валютное регулирование и на своем решении настаивает. Пока ЦБ и Минфин тянут волынку, но какой-то компромисс искать все равно придется, и, похоже, опять за пределами законодательства, т.е. неформально обсуждая объемы вывоза и ввоза валюты. Интереснее всего с налогами на нефть. Тут «недопонимание» развивается до степени неразрешимых внутренних противоречий. Сначала президент говорит, что надо изымать сырьевую ренту. Потом слушает «блестящий» доклад Ходорковского*, подозрительно сильно напоминающий годичной давности доклад Леонида Григорьева из бюро экономического анализа, и соглашается, что надо закрепить предельный уровень налоговых изъятий. Что интерпретируется как сохранение его на нынешнем уровне. Минфин тем временем хочет повысить налоговую нагрузку, но стесняется в этом признаться – и говорит, что понижает. Последняя и самая смешная история произошла с «АвтоВАЗом». Сколько правительство билось с долгами неэффективного автогиганта, еще недавно работавшего в основном по бартеру и сотрудничавшего с «дилерами», которых недолюбливала милиция! А теперь раз – и все. Долг простить, а заложенный государству под его возврат контрольный пакет вернуть. И обоснование-то какое выдвинул Клебанов: находясь в залоге, акции не способствуют привлечению инвестиций. И сам долг тоже не способствует. Выходит, если все простить, то можно дальше развиваться и внедрять новые модели. Так, кстати, ВАЗ «развивается» уже последние лет десять. В общем, олигархи наконец поняли, как им строить отношения с государством. Главное – найти понимание. У кого – это вопрос второстепенный.

* признан в России иностранным агентом.


** признан в России иноагентом