Top.Mail.Ru
архив

От «жучков» до паутины

Может, счастливое время веб-дизайна в российском Интернете проходит? По крайней мере за это ратует тридцатилетний Кирилл Готовцев - один из ведущих веб-дизайнеров нашей сети.

С такой генеалогией, как у Готовцева, лучше сразу застрелиться. Дабы, не дай Бог, не запятнать репутацию предков. Его прадедом был самый известный фотограф советской России Моисей Наппельбаум, сделавший хрестоматийные снимки Ленина, Горького и Шаляпина (до сих пор по его работам студенты учатся искусству фотографии). Получив прекрасное образование, дети Наппельбаума вошли в интеллектуальную элиту и принимали живейшее участие в работе знаменитого в двадцатые годы поэтического клуба «Звучащая раковина». Частенько у Наппельбаумов бывали Олеша и Качалов. Мандельштам, друживший с дедом Готовцева, московским архитектором, временами даже жил в их квартире. По семейной легенде, среди предков Готовцева есть даже великий князь...

Биография самого Готовцева первоначально складывалась вполне в духе семейных традиций: если учеба в институте - то на искусствоведческом факультете ВГИКа, если служба в армии - то в алабинском кавалерийском полку (более известном как «мосфильмовский»). Правда, после института о семейных традициях пришлось на время забыть.

Шпионские штучки

Как и многие выпускники российских вузов, Готовцев перезанимался всем на свете - от телевизионных съемок до поставок продовольствия из Франции. Но это было не всерьез и ненадолго.

А лет пять назад Кирилл приехал в гости к питерскому другу Владимиру Надеждину, как раз когда тот затеял грандиозный скандал. Надеждин, который в то время был соучредителем одной маленькой фирмы по производству «жучков» (средств прослушивания), разругался с партнерами и решил выйти из игры. Но Готовцев, заинтересовавшись нестандартной деятельностью друга, предложил другой выход: «Средства борьбы с промышленным шпионажем - это же очень интересно. Давай я помогу с инвестициями, а сам стану соучредителем. Тебе же московские контакты нужны?»

Так была учреждена фирма «СмерШ Техникс». На этом названии Готовцев остановил свой выбор после того, как знакомый француз на вопрос, с каким словом у того ассоциируется русская контрразведка, ответил: «Если не КГБ (нельзя же так фирму назвать!), то «СмерШ».

Руководителем фирмы стал Надеждин, а Готовцев занял один из директорских постов. По словам Готовцева, особо фирма гордится тем, что они ничего не украли из разработок ВПК: «У нас не работает ни один человек в погонах». Сегодня «СмерШ Техникс» является лидером в разработке поиска и подавления диктофонов и иных средств защиты от съема информации. Среди клиентов фирмы МВД России и другие правоохранительные органы.

Полностью сосредоточившись на разработке, руководство компании сразу же решило, что «СмерШ» напрямую заниматься продажами не будет. Эту часть бизнеса отдали на откуп дилерам. Но специфический рынок был настолько мал, что «СмерШу» пришлось заниматься не борьбой с конкурентами, а развитием рынка. В результате была выработана концепция, которой Готовцев строго следует до сих пор во всех своих проектах: он приходит на неразвитый сектор рынка, вкладывает средства в его рост до тех пор, пока в нем не появятся реальные деньги, а потом, став его лидером, снимает сливки.

Заболевание сетью

Три года назад рынок средств защиты от промышленного шпионажа находился на пещерной стадии развития. Продукция «СмерШ Техникс» была известна только тем, «кому надо», а этот узкий круг потребителей не обеспечивал компании высокой прибыли. Как говорит Готовцев, в то время доход «СмерШа» был вполне сравним с прибылью двух коммерческих палаток.

Тогда у Готовцева появилась мысль сделать сайт в Интернете, посвященный безопасности. В русскоязычной части сети тогда имелась лишь одна конференция на эту тему, да и то не пользовавшаяся большой популярностью. Поэтому специализированный информативный сайт, по расчетам Готовцева, должен был стать центром притяжения всех заинтересованных лиц. А это кроме прямой рекламы «СмерШа» давало фирме возможность... зарабатывать деньги на конкурентах. Ведь «для большей информативности» сайта Готовцев предложил предоставить другим фирмам, специализировавшимся на создании спецтехники, разделы на сайте «СмерШа», названного «Спаймаркет Про» - естественно, не бесплатно... Это было золотое дно. Ведь при создании сайта можно было полностью обойтись собственными силами, благо искусствоведческое образование позволяло заняться дизайном самому Готовцеву. Тем самым фирма не несла практически никаких накладных расходов.

«Спаймаркет» действительно стал самым первым ресурсом по этой тематике в российском Интернете, хотя на подобную экстравагантную рекламу Готовцеву удалось соблазнить всего несколько фирм. Проект стал приносить прибыль, и Готовцев подумал: «А не заняться ли сетью всерьез?»

Вскоре у него появилась возможность отличиться в качестве веб-дизайнера не только в узком кругу профессионалов. Пока он набивал руку, делая сайты производителям спецтехники, в российскую сеть пришла новая мода - баннеры (рекламные объявления).

В 1997 году Леонид Делицын - владелец «Спутника», первой в российском Интернете рекламной сети по обмену баннерами, - пришел к Готовцеву с предложением. Дело в том, что к Делицыну обратилась некая американская фирма, работавшая в сфере безопасности, с просьбой организовать ей рекламную кампанию. Делицын, естественно, решил разместить ее баннеры на единственном подходившем в то время по теме сайте - «Спаймаркете». Проект с американской фирмой, правда, сорвался, однако Готовцев неожиданно стал чуть ли не главным дизайнером баннеров для «Спутника». А в 1998 году он уже полностью перешел в виртуальное пространство.

Торговая марка «Кирилл Готовцев»

Получив свободу действий (в «СмерШе» было создано отдельное Internet-подразделение под его руководством), Готовцев весь прошлый год усиленно работал над созданием собственного сетевого имиджа. Он запустил несколько публичных проектов (среди них сайт «Графомания») и активно участвовал в создании сообщества «ЕЖЕ» (сетевые СМИ). Он стал одним из руководителей созданного в июле Петербургского сетевого сообщества и главным редактором интернетовского журнала «Баннермейкер».

Кроме того, в «СмерШе», похоже, решили продвигать компанию в сети исключительно через имя Кирилла Готовцева. Во всяком случае, Internet-подразделение фирмы, первое время называвшееся ST Web Group, ныне носит имя «Студия Кирилла Готовцева».

И все это время Готовцев продолжает работать как веб-дизайнер: рисует баннеры для «Рэмблера», «Комптека», «Гласнета», «Дамского клуба», Hyundai и др., рекламирует проект «Internet-парламент Кириенко» и т. д. При этом Готовцев, как и многие его коллеги, старается всячески дистанцироваться от звания «веб-дизайнер»: сейчас в моде маркетологи от Internet. Правда, у Готовцева есть особая причина для такой «маскировки».

Дело в том, что обычный способ раскрутки веб-дизайнера («мой копирайт на тысячах сайтов») Готовцеву не подходит. К примеру, очень многие компании не хотят, чтобы на их сайтах стояло имя какого-то дизайнера. По их мнению, это несколько смазывает маркетинговый эффект от присутствия компании в сети. А студия Готовцева ориентируется как раз на таких потребителей. Более того, даже получив заказ, студия Готовцева не всегда сама делает дизайн сайта: нередко дизайн отдается на откуп третьим фирмам, а Готовцев оставляет за собой разработку концепции сайта, его раскрутку и т. п. Это позволило Готовцеву наладить довольно экзотический вид взаимодействия с другими студиями - его команда подряжается делать за них часть работы, разрабатывая, к примеру, концепцию сайта.

Однако это отнюдь не способствовало бешеной популярности имени Готовцева среди потенциальных клиентов. Да и место главного дизайнера российского Интернета было уже в сущности занято Артемием Лебедевым. Готовцеву оставался только уже проверенный на «СмерШе» путь - развивать новую нишу на рынке.

Застолбить место или... уйти?

Ставка Готовцева - на так нызываемое веб-консультирование. По его мнению, в настоящее время роль дизайнеров, некогда являвшихся главными лицами в исполнении Internet-проекта фирмы, неуклонно снижается; на первое место выдвигаются маркетологи и рекламисты. Готовцев утверждает: «Зачастую клиентам сайт не нужен - для достижения они вполне могут обойтись размещенными в нужных местах баннерами со ссылкой на одну лишь страничку».

Да и в том случае, когда сайт клиенту все же необходим, зашкаливающий трафик не показатель эффективности. «Я знаю сайт, который был создан специально ради пяти человек. Его владельцам нужны только эти пятеро, а случайные посетители им только мешают», - говорит Готовцев. Он считает, что веб-консультирование - это та самая никем пока не занятая новая ниша, которая в перспективе вполне способна приносить доход: «Уже сейчас основные деньги мы делаем не на дизайне, а на консультировании и создании концепций». Причем консультировать Готовцев собирается не только клиентов, но и другие студии веб-дизайна.

Впрочем, вполне возможно, что все получится как раз наоборот, и тогда Готовцев рискует стать первой жертвой новой моды на маркетологов-консультантов-рекламистов в сети («Мы вам сделаем не только красиво, но и эффективно»). Ведь даже заказчика трудно убедить выложить дополнительные деньги за не очень понятное консультирование (учитывая, что сегодня каждая студия уже успела заявить о своих маркетинговых технологиях). Еще более скептически отнесутся к идее платить коллеге-консультанту значительные суммы дизайнерские студии.

Пока же Готовцев, стремясь загодя застолбить место веб-консультанта, вновь применяет прием, опробованный еще на «Спаймаркете». Журнал «Баннермейкер», к участию в котором привлечены в качестве экспертов наиболее известные в сети рекламисты и маркетологи, должен, видимо, продемонстрировать, что это лучший ресурс рекламной информации. Правда, на этот раз номер может не пройти: Готовцеву придется соревноваться не с парой-тройкой специализированных фирм, а с десятками студий веб-дизайна, которые также решили не оставаться в стороне от моды на рекламу в Интернете.

Однако у «Баннермейкера» и у другого проекта Готовцева - интернетовского журнала «Оффлайн», запускаемого на днях, - есть еще одна цель: получать информацию о нужной категории потребителей. Создание подобных сайтов позволяет делать это, не заказывая исследований на стороне.

Между тем бешеная активность Готовцева по созданию проектов, которые должны популяризировать его имя, может иметь и другое объяснение. Готовцев сегодня явно не готов променять Internet на что-либо другое («30 лет - это слишком много, чтобы все бросить»), но не против сменить рынок.

По крайней мере он высказал довольно отчетливое желание опробовать свои идеи на Интернете другой страны…

Еще по теме