Top.Mail.Ru
архив

Отбор терактом

 

Домодедово, Авиакомпании, Дмитрий Каменщик, Ист Лайн«То, что произошло (теракт в Домодедово. – Прим. «Ко»), показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности... И за это должны ответить все, кто имеет отношение и к компании, кто принимает там решения, и менеджеры самого аэропорта, – сказал президент РФ Дмитрий Медведев. – Я дал поручение генеральному прокурору разобраться с тем, как законы действуют в Домодедово». Следственный комитет России (СКР) тут же возбудил уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности в аэропорту. По словам официального преставителя СКР Владимира Маркина, следствием будет установлена и тщательно исследована роль руководства Домодедово, каждого сотрудника службы безопасности, на которую возложены обязанности по охране аэропорта и обеспечению безопасности.

После заявления главы государства эксперты заговорили о том, что выраженное им недовольство – очень хороший повод для того, чтобы аэропорт сменил собственника. Да и для самого Дмитрия Медведева Домодедово является неподконтрольным ресурсом, который до сих пор очень сложно было отнять.

 

Бои без правил

История бизнеса Дмитрия Каменщика началась на заре 1990-х, когда предприниматель создал авиакомпанию «Ист Лайн», возившую «челноков» из России в Китай. За строительство собственного аэровокзала фирма взялась в 1998-м. Сначала один терминал, затем второй, совсем недавно – третий. По неофициальной информации, с 1997 года общий объем инвестиций в аэропортовый комплекс превысил $2 млрд.

Первые серьезные проблемы у Дмитрия Каменщика возникли в 2000-м. Его компанию обвинили в контрабанде китайских грузов. Когда в аэропорт пришли с обыском, самолеты «Ист Лайна», бывшие в воздухе, попытались развернуться и вновь улететь в КНР. Но не хватило топлива, и пришлось сажать их в Нижнем Новгороде. Как сообщала тогда «Новая газета», свою руку на бизнес «Ист Лайна» пыталась наложить Гульназ Сотникова – владелица грузопассажирской авиакомпании «Вертэкс – Аэро» (перевозчик Русской православной церкви), таким образом монополизировав китайское грузовое направление. С этой идеей Гульназ Сотникова, как рассказывают, пришла по протекции патриарха в кабинет начальника департамента экономической безопасности ФСБ Юрия Заостровцева. Для «Ист Лайна» наступили тяжелые времена. Говорили и об интересе к авиакомпании со стороны «Рособоронэкспорта», который тогда возглавлял Сергей Чемезов. Но Дмитр ию Каменщику удалось пробиться на прием к Владимиру Путину. Как вспоминают участники рынка, президент порекомендовал ему партнера – бизнесмена Валерия Когана. Аэропорт продолжил развиваться.

Отстроенный заново, аэропорт стал лидером по пассажиропотоку, обойдя Шереметьево, принадлежащий государству. Новую судебную войну с Дмитрием Каменщиком в 2005 году развязало Росимущество. Тяжба шла по двум направлениям: сделки, которые привели к приватизации в 1997 г. аэровокзального комплекса Домодедово и переходу его в собственность «Ист Лайна», а также недействительность 75-летнего договора аренды на государственный аэродром. «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса», – с такой формулировкой осенью 2005-го Владимир Путин поручил профильным министрам разобраться в споре Росимущества и «Ист Лайна». Однако глава Росимущества Валерий Назаров не обратил внимания на замечание президента, а прямое указание бывшего тогда министром экономического развития Германа Грефа отозвать иск проигнорировал. Очевидно, силы, стоявшие за Росимуществом, могли себе это позволить. В декабре 2006-го по тяжбе с арендным договором было подписано мировое соглашение. По одному из исков, касавшемуся аэровокзального комплекса, спор выиграл «Ист Лайн». Точку поставил летом 2007-го Высший арбитражный суд, признав передачу аэровокзала законной.
Но Росимущество так и не отозвало второй иск, и в 2008 году возобновилось его рассмотрение. Правда, исполнить иск сложно: от прежнего аэровокзала конца 1990-х ничего не осталось, а свои инвестиции в новый комплекс «Ист Лайн» оценивал в $1 млрд. В двух инстанциях Росимущество выиграло, решение суда о возврате комплекса вступило в силу. Отбиться «Ист Лайну» удалось только после вмешательства президента Дмитрия Медведева – Президиум Высшего арбитражного суда признал требования Росимущества незаконными.

 

Ноль влияния

Казалось, Дмитрию Каменщику удалось договориться. «Бизнесмен имел сторонников в Минэкономразвития, когда это ведомство возглавлял Герман Греф. Но сейчас все поменялось, – рассказал «Ко» источник в авиационной отрасли. – У него сохранились связи в силовых структурах, но сегодня они уже не могут гарантировать неприкосновенность». Два с половиной года назад «Ист Лайн» отразил атаку на бизнес, но тогда не было столь серьезных претензий. Кроме того, продолжавшаяся на протяжении последних лет стройка в аэропорту вкупе с мировым экономическим кризисом серьезно ослабили «Ист Лайн» с финансовой точки зрения.

Сейчас против Каменщика играют не один и не два человека. Открыто это делает лишь министр транспорта Игорь Левитин. Еще год назад у Домодедово возник конфликт с министерством по поводу строительства третьей взлетно-посадочной полосы, а также проблем с реконструкцией автомобильной трассы, ведущей к «воздушным воротам». Аэропорт тогда обвинил министерство, что задержка с реконструкцией останавливает развитие авиаузла. Кстати, Игорь Левитин возглавляет советы директоров Шереметьево и «Аэрофлота» – основных конкурентов Домодедово.

Серьезный удар по имиджу аэропорта был нанесен ледяным дождем. Руководство Домодедово обвинили в отсутствии у стратегического объекта резервных генераторов, обеспечивающих бесперебойную работу. В аэропорт нагрянули с проверками представители Росавиации, Минтранса, Ространснадзора, Генпрокуратуры и Счетной палаты. И вот – теракт. И последовавшие за ним обвинения менеджмента в несоблюдении требований безопасности.

 

Кто виноват?

Домодедово, Авиакомпании, Дмитрий Каменщик, Ист ЛайнВ любом аэропорту за авиационную безопасность отвечают несколько организаций: служба авиационной безопасности аэропорта, сотрудники вневедомственной охраны, работники линейного отделения внутренних дел на авиационном транспорте (ЛОВД) и даже Федеральная служба безопасности. Например, на входе в здание аэровокзала у рамок металлодетекторов всегда находятся два человека – один сотрудник ЛОВД, второй – представитель службы безопасности аэропорта. Однако московские аэропорты, в отличие от региональных, проводят лишь выборочный контроль. Проверяют только тех, кто вызывает подозрение, объяснил «Ко» представитель Шереметьево.

Взрыв в Домодедово произошел в зоне, где собираются встречающие. «Это общая зона аэропорта, не подлежащая спецконтролю, она во всех аэропортах мира свободна для посещения», – поясняет генеральный директор аэропорта Толмачево Александр Бородин. По его словам, нельзя выделить одного виновного в трагедии – это совокупность ошибок и силовых ведомств, и других организаций, отвечающих за безопасность.

Вины Домодедово в том, что произошел теракт, нет, убеждена пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова. По ее словам, все требования авиационной безопасности в аэропорту были соблюдены. Елена Галанова также подчеркнула, что службы безопасности аэропорта не отвечают за безопасность в зоне, где находятся незарегистрированные пассажиры. «При этом в общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте Домодедово. Они работают в тесном взаимодействии с нашими службами», – отметила она. В МВД также подтверждают, что это компетенция транспортной милиции. Официальный представитель Рос­авиации Сергей Извольский рассказал «Ко», что в апреле прошлого года в Домодедово была проведена инспекционная проверка соответствия мер авиабезопасности всем требованиям, включая спецоборудование. На тот момент никаких претензий у ведомства к аэропорту не возникло.

Усиление мер безопасности в Домодедово произошло после терактов в самолетах в августе 2004-го. В небе над Тульской и Ростовской областями террористки-смертницы с разницей в три минуты взорвали Ту-134 и Ту-154, выполнявшие рейсы из Домодедово в Волгоград и Сочи. Погибли 88 человек. В апреле 2005-го сотрудник авиакомпании S7 и билетный спекулянт получили по полтора года колонии-поселения за то, что помогли террористкам попасть на борт самолета. В июне 2005-го за халатность к семи годам колонии общего режима был приговорен бывший сотрудник ЛОВД аэропорта, отпустивший задержанных для проверки смертниц. В аэропорту было сформировано тринадцать основных блоков безопасности. Среди технических средств контроля – металлодетекторы, цветные интроскопы, стационарные масс-спектрометры, рентгенографические сканеры, переносные газоанализаторы. Ежегодно на обеспечение авиационной безопасности в Домодедово выделялось до $20 млн. Эксперты говорят о том, что нет смысла еще больше усиливать безопасность, но требуется установить контроль над тем, что происходит в аэропортах и чем занимаются сотрудники служб безопасности.

В силовых ведомствах говорят, что к ЛОВД в Домодедово и раньше были претензии. В последнее время зайти в аэропорты можно, минуя металло­искатели. «Вопрос в том, кто принял решение об отмене уровня повышенной опасности после терактов в марте прошлого года в московском метро? – подчеркивает Александр Бородин. – В Толмачево 100% входной досмотр не прекращался». На этот вопрос «Ко» не смогли ответить ни в Минтрансе, ни в Росавиации, ни в столичных аэропортах. По словам руководителя аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, сейчас поздно говорить о том, что жертв можно было бы избежать, если бы рамки работали, но без проверок можно пройти и к внутреннему залу прилета.

 

Тройной хаб

Аэропорт мало чем отличается от других мест массового скопления людей. Означает ли это, что за теракт в торговом центре должен отвечать его владелец? И почему после взрывов в метро не встал вопрос об увольнении главы столичной подземки Дмитрия Гаева, но после теракта в Домодедово заговорили о Дмитрии Каменщике? «Теракты, катастрофы и стихийные бедствия очень часто определенные группы влияния используют в своих интересах, – констатирует руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. – Пользуясь случаем, они умело разыгрывают ситуацию в свою пользу, причем раньше это было бы невозможно».

Подобных примеров в последние годы предостаточно. Например, изменение систем выборности и назначения губернаторов, формирования нижней палаты парламента. Все это произошло после серии терактов. А после провала грунта на руднике «Уралкалия» в Березниках его владельца Дмитрия Рыболовлева вынудили уйти из этого бизнеса. «Проблемы у Дмитрия Каменщика возникали раньше, но, по некторым данным, их помогал решать Валерий Коган, – говорит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Сейчас позиции «Ист Лайна» ослабли, и возможен передел собственности». Тем более что у государства в последнее время возникла новая идея по консолидации аэропортов столичного авиаузла.

Минувшим летом первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал, что консультанты по вопросам приватизации Шереметьево предложили развивать три московских аэропорта как единый авиационный узел. Что конкуренция аэропортов одного города – это нонсенс. В Москве же все три аэропорта претендуют на то, чтобы называться хабами. Если бы год назад сказали, что мы будем объединять аэропорты, возник бы вопрос: каким образом? Шереметьево, предположим, в госсобственности, Внуково – под контролем правительства Москвы, Домодедово – частная коммерческая структура. В одно предприятие их не собрать. «Сейчас мэром стал Сергей Собянин, который собирается продавать аэропорт. Если это произойдет и покупателем выступит компания, уже замеченная в совместных проектах с государством, это может быть сигналом, что будут прибирать к рукам и Домодедово», – полагает Олег Пантелеев.

Но аэропорты, находящиеся в госсобственности, не так эффективны, как частные. В Европе государство является, как правило, лишь одним из акционеров. Функции управления передаются специализированным компаниям. Операторы либо сами выступают в роли стратегических инвесторов, либо обеспечивают привлечение кредитов на модернизацию аэропортов. Крупнейшим оператором аэропортов в мире является British Airports Authority (BAA). Она управляет семью аэропортами в Великобритании, ей принадлежат доли в шести аэропортах Австралии, аэропортах Неаполя и Будапешта. В прошлом году прибыль BAA составила 972 млн фунтов стерлингов.

Картинка складывается не в пользу Дмитрия Каменщика. «Недовольство президента уже видно, Внуково будет продано, и ничто уже не станет мешать созданию единого хаба, – рассуждает собеседник «Ко», знакомый с ситуацией. – Игорь Левитин может выступать в этой игре как представитель «Аэрофлота» и Шереметьево. Дальше хаб передается в управление международной компании, дружественной авиационному альянсу Sky Team, и у «Аэрофлота» не остается конкурентов». Параллельно государство будет вынуждено серьезно вкладываться в инфраструктуру объединенного авиационного хаба – потребуются миллиарды бюджетных рублей. Вопрос в том, будет ли он безопаснее для пассажиров, чем сегодняшний аэропорт Домодедово? Переложить ответственность будет уже не на кого, и отвечать за все придется чиновникам.


 

Еще по теме