Отели шьют звезды на погоны
На столичном гостиничном рынке царит непривычное оживление. Cразу несколько крупных компаний объявили о планах масштабной реконструкции принадлежащих им гостиниц. Неожиданный рост интереса к гостиницам, построенным еще в советские времена, объясняется просто: новые хозяева рассчитывают на увеличение числа туристов, посещающих столицу.
Почти все заявленные проекты реконструкции касаются гостиниц, которые позиционируются как «трехзвездочные», хотя реально на три звезды они пока не тянут. Сначала группа Plaza сообщила о начале реконструкции гостиницы «Россия». Следом за ним о планах перестройки здания заявило руководство гостиницы «Белград-2», сообщив при этом, что общая стоимость работ оценивается в $40 - 50 млн. В начале года начнется реконструкция гостиницы «Москва». Более того, похоже, сдвинулась с мертвой точки и затянувшаяся история перестройки «Интуриста».
Московский гостиничный рынок сегодня представляет собой весьма пеструю картину. С одной стороны, здесь работают сразу несколько крупных западных гостиниц, входящих в мировые сети. К их числу относятся «Балчуг», «Палас-отель», «Метрополь», «Националь», «Рэдиссон», а также все гостиницы сети Mariott. С другой стороны, основную часть московских гостиниц по-прежнему составляют предприятия, созданные еще в советские времена.
Две эти части столичного комплекса сильно отличаются друг от друга. Несмотря на то что подавляющее большинство гостиниц уже давно имеет свой уровень звездочности, разница между ними колоссальная. Если западные гостиницы с самого начала планировались как эффективные бизнес-предприятия (а соответственно у них не возникает проблем с финансированием, и продуманы все мелочи от подъездных путей до смены белья), то большинство их «советских» собратьев страдают родовыми недостатками. У них либо устаревшие коммуникации, требующие срочного ремонта, либо отвратительный персонал, которым управляет бывший управделами, либо просто плохой внешний вид.
Несмотря на то что многим из советских гостиниц официально присвоено «три звезды», они совершенно не соответствуют общепринятым стандартам. В свою очередь, цены так называемых четырехзвездочных гостиниц, построенных в последнее десятилетие, сильно превышают заявленный уровень звездочности. В результате в Москве сложилась парадоксальная ситуация - незаполненной оказалась средняя ниша, которая активно осваивается за рубежом. Настоящих «трехзвездочных» гостиниц для среднего зарубежного гостя в столице явно не хватает.
Между тем туристические компании предсказывают, что въездной туризм будет развиваться именно за счет притока среднеобеспеченных граждан, рассчитывающих на три, максимум четыре звезды. Чтобы побыстрее занять перспективное направление, многие бывшие московские гостиницы спешат реконструироваться. Однако планы многих компаний, красиво описанные в официальных бумагах, не учитывают специфических городских «оврагов».
ПЗ Дорогая моя «Москва»
Один из самых перспективных проектов подобного рода - реконструкция гостиницы «Москва». Отличие этого отеля от многих его советских собратьев, вообще потерявших какую-либо «звездочность», состоит в том, что на протяжении последних лет руководство гостиницы постоянно вкладывало свободные средства в частичный ремонт здания (на серьезное переоборудование денег не хватало). Так, была проведена замена котельного оборудования и переоборудованы некоторые номера. Однако, хотя нормальную жизнь отеля стараются поддерживать, делать это удается с большим трудом. По словам одного из руководителей отеля, «ежедневно в гостинице происходят 3 - 4 протечки в день и постоянно бороться с подобными бедствиями очень хлопотно».
Поэтому первый этап реконструкции «Москвы» - полная замена ее коммуникаций, прежде всего в корпусах постройки 1930-х годов, смотрящих на Манежную площадь и Думу (два других корпуса, построенных к московской Олимпиаде, пока не так остро нуждаются в ремонте). Кроме того, в корпусе, выходящем на Манежную, необходима полная реконструкция фасада. На втором этапе предполагается существенно изменить статус отеля - в частности, во внутреннем дворе планируется создание конгресс-холла с куполом наподобие Гостиного двора. В результате этой реконструкции «Москва», возможно, прибавит к своим трем звездам еще одну. Тендер на реконструкцию гостиницы еще в октябре прошлого года выиграла американская инвестиционная компания Decorum Corp. Стоимость первой очереди реконструкции составляет порядка $100 млн.
Благодаря перестройке гостиница может оказаться на рынке в уникальном положении. С одной стороны, речь заведомо не идет о конкуренции в пятизвездочном секторе. Создание в России топ-отелей начинается, как правило, с полной замены персонала. Руководство же «Москвы» от услуг своего персонала отказываться не собирается. Вдобавок для пяти звезд «Москва» не вышла размером - сейчас в ней около 800 номеров, после реконструкции их число сократится (за счет объединения маленьких, по 21 метр, номеров), но все равно, обеспечить необходимый для пяти звезд уровень сервиса в таком крупном комплексе сложно.
Тем не менее, получив приемлемый уровень обслуживания и имея отличное расположение (пожалуй, лучшее среди всех гостиниц), «Москва» может конкурировать со многими топ-отелями. Однако пока реализация проекта стоит, поскольку документы не утверждены московским правительством. По словам заместителя директора «Москвы» Бориса Евсеева, дело сдвинется с мертвой точки только после возвращения на рабочее место вице-премьера правительства Москвы Иосифа Орджоникидзе. Руководство гостиницы полагает, что уже в конце весны в «Москве» начнутся работы - технически к ним все готово, по крайней мере арендаторы западного корпуса уже выселены.
ПЗ «Россия» – щедрая душа
Другой интересный проект реализуется группой Plaza на базе гостиницы «Россия», которая и по сей день остается крупнейшим отелем мира (свыше 5 тыс. мест). Под руководством братьев Умара и Хасана Джабраиловых, финансировать проект будут, с одной стороны, само ОАО «Россия», а с другой - компания «Миллениум-Тур», являющаяся дочерней структурой группы Plaza. Согласно проекту гостиница будет разделена на несколько объектов, поскольку целиком комплекс не поднять. В результате «Россия» превратится в несколько отелей, причем разного уровня качества. Предполагается, что корпус «Высотка» станет пятизвездочным, западная часть - четырехзвездочной, а южная - трехзвездочной. Восточная часть станет спортивно-развлекательным центром. Стоимость реконструкции, по замыслу руководства группы Plaza, составит всего около $30 млн, что на порядок ниже сметы проекта, который рисовался в умах московских архитектурных чиновников в середине 1990-х годов. По словам Хасана Джабраилова, первый этап реконструкции завершится уже через пару лет.
В отличие от своих коллег руководство «Интуриста» не склонно раскрывать подробности собственных планов реконструкции. Тем не менее, как стало известно «Ко», правительству Москвы уже перечислили $8 млн на фактическое закрытие гостиницы и начало строительства трансформаторной подстанции под будущий объект. По данным из мэрии, реконструкцией гостиницы хочет заняться компания Hilton. Это довольно любопытно, поскольку данная компания уже ведет в Москве строительство двух крупных проектов - гостиниц на Воздвиженке и Неглинке, и в таких условиях влезать в тяжелую и долгосрочную перестройку «Интуриста» не вполне логично. Кроме того, нынешний владелец гостиницы, французкая компания Hyatt, от отеля вроде бы не отказывается. Однако, по словам топ-менеджера одного из отелей, считающегося лидером пятизвездочного рынка, проект реконструкции «Интуриста» «абсолютно реален, более того, он самый реальный из проектов, связанных с советскими гостиницами».
При этом, хотя средства на стартовый этап уже нашлись, реализация проекта связана с очень большими затратами и техническими сложностями. «Интурист» - это не «хрущеба-пятиэтажка», которую можно по-тихому взорвать. Снос этого здания - отдельный колоссальный проект, который обусловлен проведением большого объема высотных работ. Этим в Москве способны заниматься очень немногие подрядчики. Плюс объект расположен в самом центре Москвы, и, хотя местоположение само по себе выгодно, на оформление проекта может уйти довольно долгое время. По оценкам специалистов, стоимость работ наверняка вылезет за $100 млн. Однако, похоже, инвесторов это не пугает. Гостиничный бизнес становится настолько привлекательным, что на мелочи вроде $100 млн инвесторы уже не обращают внимания.