Отец полка
Его бизнес - газета "Из рук в руки" - непрерывно растет, невзирая ни на какие кризисы. Она выходит уже в 47 городах и является самой крупной по объему газетой объявлений в мире. Леонид Макарон, бывший военный политработник, владеет этим делом практически единолично.
Офицер-аристократ
Атмосфера в центральном офисе компании "Пронто-Москва" тому, кто служил в армии, может напомнить какой-нибудь штаб полка. Здесь царит его величество Порядок. В обстановке нет ничего лишнего, мебель недорога и функциональна. Папки с бумагами и другие вещи лежат на строго определенных местах. По помещению передвигаются сдержанные, подтянутые люди, вежливо приветствуя друг друга.
Входя в кабинет коман... гендиректора, вы ожидаете увидеть там нечто подобное. И замираете, уперев взгляд в мини-дорожку для гольфа. Тут вы вспоминаете, что пришли на встречу не к человеку в погонах, а к владельцу бизнеса. Который свободно говорит по-английски и следит за международными бизнес-новостями.
Молва приписывает ему личное богатство, доступное не каждому предпринимателю. Известно, что дом 50-летнего Леонида Макарона находится в элитном коттеджном поселке в ближайшем Подмосковье. Жилища там стоят чуть ли не по миллиону. Известно также, что владелец фирмы "Пронто-Москва", которой принадлежит марка "Из рук в руки", учится в престижной Гарвардской бизнес-школе. Несколько раз в год летает в Америку на сессии и сейчас как раз находится там.
Возвращаясь на родину, он в первый же выходной отправляется в любимое место развлечений - Нахабинский гольф-клуб. Этот аристократический спорт очень нравится Леониду Макарону, и в гольф-клубовской тусовке, где в общем абы кто не бывает, он далеко не последний человек, тем более что с недавних пор он издает специальный журнал для узкого круга "Гольф-дайджест".
"Гольф - это средство самовоспитания, - говорит Леонид Макарон. - Здесь тебя не контролируют. Ты сам ведешь счет своим результатам".
В жизни он также не любит доверять подсчет своих результатов другим. Его прежние партнеры - совладельцы газеты "Из рук в руки" давно вышли из бизнеса. Теперь это только его дело. Какой у фирмы "Пронто-Москва" оборот, кроме него самого и ближайших подчиненных, не знает никто. В издательском бизнесе говорят, что это десятки миллионов долларов.
"Полковник наш рожден был хватом..."
Первый опыт издательской работы Леонид Макарон получил, как это ни странно, еще в армии. Его специальностью там было то, что называлось "политработой".
В 1988 году вышел революционный для советского общества "Закон о средствах массовой информации". Полковник войск связи Макарон убедил свое руководство в необходимости выпуска специального видеожурнала. Идея была одобрена, и воплощать ее поручили самому инициатору. "Видеодайджест" записывался на кассеты и распространялся по воинским частям как средство политико-воспитательной работы.
Поэтому, когда в 1991 году по выслуге лет (четверть века в погонах) Леонид Макарон уволился в запас, проблемы с дальнейшим самоопределением у него, по его собственным словам, не было. Отставник решил попробовать себя в издательском бизнесе. Тем более что у него было конкретное предложение - организовать издание газеты бесплатных объявлений.
Предложение Леонид Макарон получил от своего старого друга Юрия Стечишина. Идею такого издания тот "подсмотрел" в Италии - это была миланская газета Secondamando.
Юрий Стечишин оценил перспективность этой идеи. Известный специалист-электронщик, он участвовал в разработке первого советского видеомагнитофона, в создании сети магазинов "Электроника". Затем возглавил одно из первых в Москве совместных предприятий, которое специализировалось на выпуске компонентов для электронной техники. На идею газеты бесплатных объявлений он обратил внимание, потому что в тот момент в Москве просто не было простого и общедоступного способа обмена коммерческой информацией.
Для реализации идеи помимо желания нужны были деньги. Партнерство в проекте предложили вышеупомянутой Secondamando. Итальянцы взяли на себя первичное финансирование издания в обмен на часть акций. Совместное предприятие "Пронто-Москва" было создано в августе 1991 года. Его генеральным директором стал Леонид Макарон, председателем правления - Юрий Стечишин.
На организационную работу - подготовку технологии, сбытовой сети, формирование коллектива - ушло полгода. Первый номер газеты "Из рук в руки" - 34 полосы - вышел в конце января 1992 года.
Несмотря на то что чуть раньше на рынке появилось конкурирующее издание "Все для вас", новая газета завоевала мгновенную популярность среди москвичей. Через месяц объем газеты был увеличен вдвое. К середине года она выходила уже два раза, а в конце года - три раза в неделю. В 1993-м же году москвичи читали "Из рук в руки" ежедневно с понедельника по пятницу.
Издание не просто окупило первоначальные затраты. В 1993 году компания "Пронто-Москва" на заработанные деньги смогла купить собственную типографию. На оборудование и издательские технологии в компании не жалели средств и в дальнейшем. Через два года компания приобрела новый типографский комплекс. Газета стала выходить в цвете и объемом более 100 полос.
"Газета развивалась вместе с ситуацией в стране, - рассказывает Леонид Макарон. - Идея издания наложилась на общий всплеск предпринимательской активности, который породил высокий спрос на посреднические услуги по обмену информацией".
Быстро росла и региональная сеть изданий: если в 1993 году "Из рук в руки" издавалась в четырех городах помимо Москвы, то в 1995 году их число выросло до 18.
"Мы искали в регионах не тех, кто имел деньги или помещение, - вспоминает он. - Для меня было важнее желание человека создать свое дело. С делом приходит и опыт. Мне самому приходилось учится в первую очередь. Кто стал директорами наших региональных изданий? Люди с самым разным прошлым - от секретаря обкома до отставного прапорщика, от кандидата искусствоведения до фотомодели".
Фома неверующий
Постоянное развитие бизнеса стало сплачивающим фактором для коллектива компании. Костяк первой команды "Пронто-Москва" в основном сохранился, и эти люди по сей день занимают топ-менеджерские должности. Это главный редактор Игорь Левитан, заметитель гендиректора Алексей Коваленко, финансовый директор Татьяна Медведева. "Вообще все сильные специалисты, которые пришли в разные годы в компанию, продолжают в ней работать, - говорит Леонид Макарон. - Например, наш коммерческий директор Ирина Сидорова в компании уже пять лет".
Правда, его бывший компаньон Юрий Стечишин однажды тихо покинул компанию. Где он теперь и чем занимается - неизвестно. Судя по всему, Макарон выкупил у него долю акций.
В 1995 году в "Пронто-Москва" работали около 200 сотрудников - 30-кратный рост штата произошел менее чем за четыре года. Причем Леонид Макарон имеет репутацию работодателя, неплохо оплачивающего труд подчиненных. Самые рядовые сотрудники "Пронто-Москва" - женщины, принимающие и вносящие в компьютер тексты объявлений, - сейчас зарабатывают до $400. До кризиса их жалованье было в полтора раза выше.
Компания выдержала период бурного роста благодаря заложенной с самого начала строгой организационной дисциплине. В "Пронто-Москва" всегда были четко расписаны обязанности, контроль и отчетность.
Леонид Макарон не скрывает, что отношения в компании близки к армейским порядкам: "Если дано задание - оно должно быть выполнено." Правда, генеральный директор признает, что ему тоже приходилось ошибаться. В 1996 году в группе изданий компании "Пронто-Москва" появился журнал "Имидж", посвященный вопросам образования и карьеры. Идея журнала заключалась в том, чтобы совместить в одном издании информационные и рекламные материалы. "Мне доказывали, что издание не будет успешным, но я настоял на своем, - вспоминает Леонид Макарон. - Журнал выходил около года, и все же издание пришлось прекратить, потому что он действительно не нашел своей ниши".
У Леонида Макарона есть правило: выслушивая предложения подчиненных, не соглашаться с ними с первого раза. "В большой организации руководитель должен быть этаким Фомой неверующим, - говорит Леонид Семенович. - Пусть тот, кто выдвигает предложение, подтвердит свою компетентность. Если он точно знает, что хочет, и умеет отстоять свою позицию - с ним можно согласиться".
От Бреста до Владивостока
Серьезные перемены в стиле управления генерального директора "Пронто-Москва" пришлись на 1998 год. К этому времени его компания управляла настоящей газетной империей - 47 изданий "Из рук в руки" распространялись в 150 городах России и СНГ, в буквальном смысле "от Бреста до Владивостока". Появились у компании новые издания - "Авто" и "Недвижимость", а в конце года компания приобрела газету "Работу сегодня". Штат фирмы превысил тысячу человек, что, по армейским понятиям, соответствует полку. "Командир полка" задумался о делегировании больших полномочий подчиненным.
"Когда создаешь собственное дело, стремишься вникать во всё и все решения брать на себя, - говорит Леонид Макарон. - Но в развитии любого бизнеса наступает момент, когда ты просто обязан передавать часть своих контролирующих функций. Иначе контроль превращается в помеху. Специалист, которому ты поручаешь определенный участок работы, должен иметь максимальные полномочия по принятию решений на этом участке. Задача руководителя - следить, чтобы эти решения не шли вразрез с основными идеями бизнеса".
При всем своем стремлении к партнерским, а не командным отношениям в организации Леонид Макарон остается жестким руководителем. "Бывает, что приходится людей взбадривать, показывать, что материальное благополучие - это не данность, что деньги могут быть только заработаны, - признается генеральный директор. - Но наше главное преимущество - финансовая открытость перед сотрудниками. Люди видят, что по мере роста доходов фирмы растут их заработки".
Основам организаторского искусства генеральный директор "Пронто-Москва", по его словам, обучался в армии. А теперь продолжает постигать управленческую науку в Гарвардской школе бизнеса, куда регулярно наведывается. Причем особой разницы между управлением в советской армии и американским менеджментом он не видит. "Те принципы управления, о которых сейчас мне рассказывают в Гарварде, я знал еще от своих учителей по политработе. Главное - видеть цель, подобрать людей, правильно поставить задачу и контролировать ее исполнение".
Одна из ближайших задач, которую Леонид Макарон поставил перед подчиненными, - внедрение в глобальную сеть Интернет. "Пронто-Москва" готовится выпускать там электронную версию "Из рук в руки".