Top.Mail.Ru
архив

Отголоски Интернет-бума

Павел Соколов-Ходаков, 33-летний предприниматель и любитель музыки, создал сайт «Звуки.Ru» в тот момент, когда Интернет-бум уже проходил, и получить инвестиции «под идею» было почти невозможно. Скепсис по отношению к Сети рос день ото дня, а в общественном сознании укрепилось мнение, что все музыкальные сайты – пиратские. И тем не менее Соколову-Ходакову удалось реализовать проект, который хоть и предлагает музыку бесплатно, но окупает себя.

 

По данным Rambler, сайт «Звуки.Ru» в среднем посещают около 10 000 уникальных пользователей в день. На «Звуки», по разным оценкам, приходится 50 – 60% рекламы, размещаемой на музыкальных сайтах Рунета. Правда, весь объем этого рыночного сегмента оценивается всего в $80 000, но даже в этих близких к критическим условиях возможна жизнь.

 

Своими силами

Двумя главными увлечениями молодого Ходакова (сдвоенной его фамилия стала позднее) всегда были программирование и музыка. Параллельно с учебой на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ он работал в компании «Демос», где занимался консультациями и настройкой программного обеспечения, а также собирал дискографии и тексты песен западных музыкантов. Так что Павлу было просто на роду написано создать музыкальный Интернет-проект.

Сайт назывался Music.ru. Появился он на свет в 1996 году и поначалу даже не задумывался как коммерческое предприятие. Ходаков просто занялся любимыми делами – музыкой и программированием, – рассчитывая в случае успеха продать проект.

Music.ru представлял собой просто коллецию звуковых файлов в формате Real Audio. Ситуация изменилась с появлением в начале 1997 года Сони Соколовой. Во-первых, у Music.ru теперь был менеджер по маркетингу и редактор. Во-вторых, Павел и Соня поженились (по этому случаю Ходаков и расширил свою фамилию). Ну, а в-третьих, у сайта возникли оффлайновые проекты – собственный рок-фестиваль, передача на радио «Ракурс» и хит-парад в журнале «Столица». Еще через год сайт стал развиваться как рекламная площадка, и у его владельцев возникла идея сохранять в доступном архиве все имеющиеся материалы – то есть создать своеобразную музыкальную энциклопедию. А в 1999 году, на пике Интернет-бума, доменное имя Music.ru, которым владел компаньон Ходакова – Интернет-провайдер RiNet, было продано компании Port.ru. За Ходаковым осталась его доля – архив аудиофайлов и контент, которые позже легли в основу «Звуков.Ru». Новые хозяева Music.ru полностью сменили штат, однако проект быстро прогорел, а дорогостоящее доменное имя music.ru не используется до сих пор.

Главное отличие сайта «Звуки.Ru», появившегося в 2000 году, было в том, что он создавался в расчете на самоокупаемость. По словам Соколова-Ходакова, цель эта была достигнута в текущем году (за два года в проект вложено $70 000, см. справку), а в 2003 году «Звуки» должны принести прибыль, что для Интернет-сайтов можно считать серьезным достижением.

Успех «Звуков.Ru» во многом обусловлен уникальной концепцией сайта. Большинство музыкальных Интернет-ресурсов - это либо архивы mp3-файлов (платные или бесплатные), либо информационные сайты. «Звуки.Ru» же представляет собой гибрид электронного СМИ с библиотекой фонограмм. Сайт содержит новости и авторские материалы – репортажи с концертов, справки, фотографии, рецензии на пластинки – плюс большой архив музыки в форматах mp3 и Real Audio. Причем, как отмечает Соня Соколова, количество RA-файлов превышает число mp3 примерно в восемь раз, что является еще одним важным отличием «Звуков» от библиотек для скачивания музыки. Так что в каком-то смысле крупные mp3-порталы, столь популярные в Сети, нельзя рассматривать в качестве прямых конкурентов «Звуков». Тем более что многие из них, по словам руководителя системы MediaServices (сайт Allofmp3.com) Георгия Тушинского, почти отказались от продажи рекламы, извлекая прибыль из платного доступа к информации.

 

Пираты или партнеры?

До 2000 года легальный Интернет-ресурс, а именно таковым себя считают «Звуки.Ru», мог вывешивать аудиозаписи для бесплатного доступа, только получив на то соответствующее разрешение от правообладателя (музыканта или звукозаписывающей компании). Однако в 2000 году было организовано Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), в чьи функции, в частности, входит сбор авторских отчислений с медиа-ресурсов в пользу правообладателей. И возможности легального размещения фонограмм резко увеличились.

Как объясняет юрист Ольга Моисеева, специализирующаяся на вопросах авторского права в Интернете, в соответствии со статьей 39 закона «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма, которая была опубликована в коммерческих целях, может быть использована без согласия производителя фонограммы и исполнителя. Правообладателю за такое использование должно быть выплачено вознаграждение, а сбором такого вознаграждения должны заниматься организации, управляющие правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. На сегодняшний день единственной действующей организацией такого рода является РОМС. Чтобы воспользоваться возможностью легально размещать фонограммы, Интернет-сайт должен заключить с РОМС договор. Проще говоря, Интернет-ресурс обязан доказать, что диск, с которого была сделана mp3-копия, был приобретен легально (предъявить чек магазина), и выплатить РОМС 10 копеек за каждое скачивание файла и 1 копейку за каждое прослушивание в формате Real Audio. И тогда можно размещать на сайте чьи угодно диски, не обращая внимания на реакцию правообладателей.

А реагируют правообладатели по-разному. Одни – как представительство компании BMG – охотно идут на сотрудничество, предоставляя Интернет-компаниям пару треков с нового альбома в целях рекламы. Как говорит директор отдела маркетинга и промоушна компании BMG Russia Тофик Садыхов, особенно эффективна такая система «для продвижения инди-артистов, неформатной музыки». Другие – как компания «С.Б.А./Гала Рекордз», представляющая на территории России интересы EMI, Virgin и т.д. – не дают никаких прав на размещение фонограмм и болезненно реагируют всякий раз, когда обнаруживают песни своих артистов вывешенными на российских сайтах ( в том числе на «Звуках») в соответствии с описанной выше схемой. Директор «С.Б.А./Гала Рекордз» Борис Цигман объясняет это так: «Интернет – штука полезная, и я не считаю, что размещение фонограмм в нем в принципе неэффективно с точки зрения маркетинга. Другое дело, что в Рунете все так плохо организовано и так слабо регулируется, что, отдав туда фонограмму, правообладатель полностью теряет над ней контроль. Поэтому мы предпочитаем считать все наши фонограммы, размещенные в русском Интернете без нашего ведома, пиратскими копиями». В итоге кто-то считает «Звуки» партнерами, другие – бессовестными пиратами, что, естественно, не способствует развитию бизнеса компании. Так что «Звуки.Ru» по-прежнему стараются заключать с большинством лейблов и музыкантов прямые договоры, хотя могли бы этого не делать.

 

Звуки будущего

Укоренившееся среди звукозаписывающих компаний представление о том, что Интернет населен исключительно пиратами – главная, по словам Сони Соколовой, трудность, с которой сталкиваются «Звуки.Ru». Другая проблема видится Соколовой в слабом развитии электронной коммерции. К примеру, по ряду технических причин пока не представляется возможным объединить усилия с каким-либо Интернет-магазином по продаже компакт-дисков, что является очевидным направлением развития бизнеса, подобного «Звукам». Страдают «Звуки» и от общей проблемы Интернет-ресурсов – недоверчивости рекламодателей, считающих, что все рейтинги в Сети искусственно завышены ловкими программистами.

Так что перспективы «Звуков.Ru» зависят не только от создателей сайта, но и от общей ситуации на рынке. Музыкальным проектам еще долго придется доказывать, что их намерения честны. Пока не прошло и охлаждение инвесторов к Интернету. Юный возраст основной аудитории тоже создает проблемы: «Реклама на музыкальных сайтах эффективна только для определенной продукции – товаров и услуг музыкальной индустрии. Как только мы пытаемся рекламировать другие молодежные товары – одежду, мобильные телефоны – эффективность рекламы резко падает. Но интерес к музыкальным сайтам растет: все больше компаний, производящих звуковоспроизводящую технику, расширяют свои линейки mp3-плейеров, и в будущем музыкальные сайты станут более востребованы», – утверждает Юлия Соловьева, медиа-директор рекламного агентства ADEX (входит в холдинг Art. Lebedev Group и специализируется на Интернет-рекламе).

Существуют, правда, и пессимистичные прогнозы. Руководитель проекта Pesni.Ru Александр Букреев утверждает, что «доля «Звуков» на рынке, естественно, будет уменьшаться, так как появляются новые интересные проекты». Примерно о том же говорит и Игорь Зуев, учредитель проекта DELit Music Navigator: «Звуки» кичатся своей легитимностью, однако это уже давно перестало быть актуальным - большинство крупных музыкальных серверов (Mp3Search, DELit, AllOfMp3, AltMp3 и т.д.) также осуществляют свою деятельность в соответствии с законом и на основании лицензий». А вот Георгий Тушинский видит будущее «Звуков» таким: «Если им суждено протянуть еще два-три года в нынешнем состоянии, то при появлении в России рекламного Интернет-рынка они, возможно, войдут в число трех-четырех сайтов, которые поделят между собой рынок. Конечно, при условии, что к тому времени не появится ничего нового».

Еще по теме