Top.Mail.Ru
$ 60.53
£ 74.01
¥ 45.59
 64.31
 9.00
Нефть WTI 92.61
GOLD 1786.62
РТС 1118.40
DJIA 33309.51
NASDAQ 12854.80
BTC/USD 24593.00
рынки

Отказ от новых разработок и экономия на офисах: что удерживает стартапы на плаву

Фото: Сергей Михайличенко / Росконгресс Фото: Сергей Михайличенко / Росконгресс

На короткую — менее 2 месяцев — перспективу в стрессовом 2022-м году может планировать свою работу часть московских предпринимателей, задействованных в сфере инновационных разработок. В ходе опроса они пожаловались на усложнившуюся коммуникацию с потребителями, треть заявила о потере иностранных партнеров. На какие льготы рассчитывают стартапы, настроенные на переезд, и многие ли намерены в будущем прибегнуть к релокации — в материале журнала «Компания».

«Новые возможности» в кризис смогли найти 17% компаний

Положение дел в половине (50%) московских технологических компаний в первом полугодии не изменилось или даже улучшилось по сравнению с январем. К такому выводу в Агентстве инноваций Москвы пришли на основе данных базы стартапов Startup Guide и онлайн-опроса с участием 250 столичных предпринимателей.

О том, что бизнес в кризис у них пошел «в гору», сообщили 17% респондентов. Почти половина из них — 55% из общего числа заявивших об улучшении ситуации — также рассказали об усилении команды новыми людьми, а 45% — об увеличении объема продаж.

Однако сами предприниматели пояснили, что не связывают случившееся со снижением конкуренции из-за ухода иностранных компаний. Представители около 60% московских технологических фирм признались, что кризис вынудил их адаптировать свою бизнес-модель под новые обстоятельства. Прибыль росла в основном у тех, кто в 2022 году осваивал новые рынки, расширял географию продаж.

Нехватка средств и усложнившаяся коммуникация

Перечисляя сложности, с которыми им пришлось столкнуться в 2022 году, почти половина респондентов (46%) сказала о дефиците средств на операционные расходы. Еще 38% указали на снижение продаж, а 28% признались в усложнившейся коммуникации с потребителями. Последний фактор связан с блокировкой в России наиболее популярных социальных сетей. Напомним, весной этого года в РФ были заблокированы продукты платформы Meta — Instagram и Facebook. (Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ. Продукты платформы — Facebook и Instagram — также запрещены в России.)

Еще 28% опрошенных заявили о потере в 2022 году иностранных клиентов или партнеров.

Значительной части опрошенных — 76% — этой весной пришлось сократить как минимум одну из статей своих расходов. Оптимизация в первую очередь коснулась затрат на содержание команды, а также маркетинг и рекламу — к обеим мерам прибегло по 56% опрошенных. Еще 47% экономили на аренде офисов, и 47% — на исследованиях и разработках.

Релокация — не выход?

Релокацию в качестве толчка для развития бизнеса выбирают далеко не многие респонденты. Об отсутствии намерений перевозить головной офис за рубеж заявили 83% опрошенных.

Соответственно, 17% все-таки склоняются к этой мере. Компании, настроенные на переезд, одним из важных факторов называют налоговые льготы (44% опрошенных) и специальные визовые программы принимающей страны (33% респондентов). В качестве основных мест для переноса своего бизнеса предприниматели перечисляют мегаполисы Европы, Азии и Ближнего Востока. Любопытно, что в списке фигурируют и российские города — например, Калининград, Казань, Новосибирск, Таганрог и Саратов.

еще по теме:
Релокация в режиме эвакуации
Детальный разбор технологии перевода российских компаний в другие юрисдикции. От открытия банковских счетов до физического переезда
аэропорт

Как жить дальше

Компании, пострадавшие от кризиса, намного реже планируют на длительную перспективу. В среднем порог планирования у них, согласно опросу, составляет менее двух месяцев.

При этом большинство стартапов (исследователи не приводят цифру) заявили, что у них есть план работы более чем на полгода. Еще 80% компаний сообщили что, по их ожиданиям, основная часть продаж в ближайший год придется на российский рынок.

Рынок стартапов

В конце 2021 года журнал «Компания» публиковал рейтинг самых успешных российских стартапов. Лидером стал якутский сервис для пассажирских перевозок InDriver. Компании удалось привлечь 150 миллионов долларов, а ее среднемесячная выручка за год выросла на 162%.

Второе место в списке занял сервис краткосрочной аренды автомобилей «Делимобиль». Инвестиции в компанию составили 75 миллионов рублей по итогам года. А ее стоимость была оценена в 1,1 миллиарда долларов. Замкнул тройку лидеров разработчик решений на базе искусственного интеллекта VisionLabs, привлекший 95 миллионов долларов инвестиций.

еще по теме:
Названы самые успешные стартапы года
Лидерами списка стали InDriver и «Делимобиль»
InDriver

В первом квартале 2022 года объем инвестиций в российские венчурные стартапы вырос на 27%. Показатели, по данным аналитической платформы Dsight, превысили отметку в 680 миллионов долларов.

Еще по теме