Откровение Mazda3

05.09.200500:00

"Все автомобили одинаковые!" - к такому выводу все чаще приходишь после очередного тест-драйва, очередной новинки мирового автопрома. Однако близкое знакомство с Mazda3 убедило, что встречаются еще модели с индивидуальным характером, способные не только влюбить в себя, но и заставить раскошелиться.

 

Автопроизводители на волне глобализации наловчились делать очень близкие по потребительским качествам, в меру удобные, в меру красивые, в меру быстрые машины, при этом напрочь лишенные какой-либо индивидуальности и стиля. Автомобили в стандартных комплектациях со стандартными настройками шасси разучились удивлять: недаром на журналистские тест-драйвы устроители, как правило, стараются выставить модели с топовыми версиями моторов и спортивными настройками подвески.

 Знакомство с Mazda3, казалось, также не обещало откровений - этот автомобиль сделан на одной базе с автомобилями Ford Focus и Volvo S40 (так называемая глобальная платформа С1 концерна Ford). Я ожидал, что поведение Mazda на дороге должно напоминать характеры его "соплатформенников": более дешевого Focus и более дорогого S40. На деле же оказалось, что Mazda3 абсолютно самодостаточный автомобиль, с ярко выраженным стилем и практически идеальным соотношением таких часто несовместимых качеств, как комфорт и спортивность, выразительный дизайн и функциональность, уровень оснащения (наряду с качеством отделочных материалов) и цена.

     На тест мне досталась Mazda3 в весьма стандартной по сегодняшним меркам комплектации: кузов хэтчбек, мотор 1,6 л мощностью 105 л.с., механическая коробка передач, климат-контроль, шесть подушек безопасности. Цена данной версии автомобиля - $19 850. Однако, несмотря на всю "стандартность" комплектации, Mazda3 вызвала у меня необычное для автомобильного журналиста желание - я захотел ее купить.

 

Равнение на RX8

 

Пример развития дизайна современного модельного ряда Mazda абсолютно нехарактерен для большинства мировых автопроизводителей. Как правило, обновление "корпоративного" стиля начинается с моделей массовых сегментов. Например, первым серийным образчиком нового фирменного стиля Opel стала модель Vectra. Nissan начал приучать покупателей к новому дизайну своих автомобилей с модели Primera. Audi - с модели A3, Citroen - с модели С3.

Mazda пошла по другому пути. Смену стиля компания начала со спортивного родстера RX-8. Именно он, официально дебютировав во Франкфурте в 2001 году, проложил дорогу новому яркому дизайну компании. В Mazda3 масса цитат агрессивного облика и спортивного интерьера RX-8: форма передних и задних фар, очертания капота, своеобразное "ребро жесткости" боковых кузовных панелей, проходящее на уровне дверных ручек. Некоторые обвиняют дизайн Mazda3 в излишней экспрессивности и нарочитости, но лично мне было приятно, что автомобиль, которым я управляю, выглядит так броско и притягательно.

Интерьер Mazda3, пожалуй, самый запоминающийся в гольф-классе: спортивные кресла, рычаг переключения передач с оптимальной четкостью переключения, идеальный трехспицевый руль с кожаной отделкой, шкалы приборов, утопленные в три глубоких "колодца". Внутри Mazda3 еще больше похожа на спортивную модель RX-8, чем снаружи. В оригинальности интерьера и проработанности стиля с Mazda3 из одноклассников может поспорить разве что с Alfa Romeo, однако по качеству материалов и уровню сборки салона японский автомобиль заметно превосходит итальянского конкурента. По ощущению качества интерьера - и визуального, и тактильного - Mazda3 ни в чем не уступает автомобилям премиум-марок - например, BMW и Audi.

Эргономика водительского места Mazda3 практически лишена недостатков. Тенденции последних лет - посадить водителя повыше и повертикальнее, как в минивэне - не коснулись Mazda3. В кресле этого автомобиля сидишь достаточно глубоко и низко, с вытянутыми ногами. Такая поза не только не вызывает неудобств, но и за счет того, что "пятая точка" водителя находится ближе к центру тяжести машины, помогает ему лучше чувствовать автомобиль.

Из эргономических недочетов можно отметить лишь не очень удобное расположение и размер дисплея бортового компьютера: для того чтобы прочитать его показания, приходится отвлекаться от дороги чуть дольше, чем хотелось бы.

Mazda3 не балует седоков простором на заднем сиденье - коленки пассажиров оказываются впритык к спинкам передних кресел (особенно если водитель и передний пассажир выше 190 см) - такова "расплата" за классическую "низкопольную" компоновку салона. Впрочем, двое взрослых и ребенок разместятся на втором ряду без проблем, благо, места над головой достаточно.

Mazda3 с кузовом хэтчбек, по-моему, предпочтительнее седана в качестве семейного автомобиля. Пятидверный кузов и однообъемный салон позволяют перевозить крупногабаритные грузы: при сложенных задних сиденьях (образуется ровный пол) я запихнул в Mazda три велосипеда (с открученными передними колесами) и багаж пяти человек на двухнедельный отпуск. После чего отправился в дальнюю дорогу.

 

Лосиный тест

 

Главная отличительная особенность Mazda3 в движении - удивительное сочетание плавности хода и четкости управления. В автомобильной прессе отзывы о Mazda3 с мотором 2,0 л, как правило, сопровождались замечанием о достаточно жестком шасси. Уверяю - версия автомобиля с мотором 1,6 л совершенно не жесткая. Mazda3 с одинаковым "аппетитом" "проглатывает" и булыжную мостовую, и трещины в асфальте, и бугры-ямы на шоссе. Подвеска автомобиля обладает поразительной энергоемкостью: на трассе Москва - Рига, особенно в Тверской области, асфальтовое покрытие далеко от идеала, но автомобиль ни разу не "пропустил удар". Все неровности дорожного покрытия подвеска Mazda3 обрабатывала с эффектом "воздушной подушки". По комфорту этот автомобиль близок к автомобилям представительского класса.

Еще одна яркая отличительная черта Mazda3 - продуманная аэродинамика. Во-первых, в салоне даже на больших скоростях практически не слышно шума ветра. Во-вторых, порадовала устойчивость автомобиля при порывах бокового ветра. Вам наверняка знаком эффект "аэродинамической встряски" при обгоне движущихся на большой скорости грузовиков. По личному опыту могу сказать, что особенно восприимчивы к порывам бокового ветра такие одноклаcсники Mazda3, как Renault Megan и Fiat Stilo. На пустынной трассе Москва - Рига мне часто приходилось обгонять фуры на автобановских скоростях. Mazda при этом двигалась как по рельсам.

Тормозам автомобиля - отдельное спасибо. На обратном пути в Москву, не доезжая километров 20 до Волоколамска, я чудом избежал столкновения с лосем. В абсолютной темноте (дело было ближе к часу ночи) сохатый выпятил свой толстый зад прямо на мою полосу. Я ударил по тормозам и даже не успел испугаться: автомобиль сбросил скорость без малейшего намека на занос, а лось за эти доли секунды успел оглянуться на свет фар и галопом умчаться в придорожные кусты.

Трасса Москва - Рига в выходные дни удивительно пустынна. Отличные условия, чтобы проверить динамические характеристики автомобиля. Мотор объемом 1,6 л работает честно. Конечно, при полной нагрузке от машины с этим двигателем не следует ждать впечатляющего разгона, тем не менее мощности двигателя и, что, пожалуй, более важно, крутящего момента вполне хватает и для напряженных обгонов, и для размеренной городской езды. На пятую - экономичную - передачу в спокойном режиме (а именно такой стиль вождения воспитывают латвийские полицейские в водителях) я переключался на скорости 50 км/ч, и ничего - машина успешно разгонялась

Mazda3 покорила. Для меня единственным недостатком этого автомобиля является его... популярность. Не очень-то хочется делиться с другими своим идеалом. Впрочем, это уже ревность.