Top.Mail.Ru
мнения

«Открою небольшой отель на пенсии». Топ-10 ошибок отельеров, которые запускают бизнес «для души»

Фото: Unsplash Фото: Unsplash

В 2023 году, по данным ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма “Турпомощь”», в России появилось 122 тыс. дополнительных гостиничных номеров, в том числе в регионах. Основная часть приходится на небольшие гостиницы, которые открываются вслед за развитием внутреннего туризма.

Гостиничный бизнес часто воспринимают как простой и прибыльный. Однако управлять отелем и контролировать уровень сервиса гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Об основных ошибках, которые допускают начинающие отельеры, рассказывает управляющий партнер KravtGroup Валерий Кравцун.

  1. Недостаток знаний. Люди, которые приходят из другой сферы, часто не понимают, как устроен гостиничный бизнес. Успех проекта зависит от многих факторов. Важнейший из них, безусловно, менеджмент. Отелем важно уметь управлять. Изучите кейсы предпринимателей, которые уже запускали объекты, подобные вашему, почитайте бизнес-литературу. Хорошим решением будет получение образования в сфере гостиничного бизнеса или курсы повышения квалификации по этому профилю.
    Если в будущем вы планируете открыть гостиницу, то уже сейчас необходимо общаться с профессионалами из индустрии: учиться у них и узнавать, какие фишки и концепции работают, какие должны быть инвестиции, чтобы была прибыль, и др.

  2. Опора на интуицию, а не на расчеты. Постройте бизнес-план, стратегию, по которой будет развиваться отель. Оцените сильные и слабые стороны, определите точки роста. Четко определите целевую аудиторию — какими будут гости вашего отеля. Составьте портрет ключевых клиентов. Оцените, чего необходимо достичь в ближайший год: сколько гостей обслужить, что внедрить в обслуживание и сервис, как привлекать клиентов. Например, в ближайший месяц запустить сайт отеля, наладить сотрудничество с туристическими ресурсами онлайн-бронирования и др. Продумайте и заранее просчитайте детали, оцените предстоящие расходы и ресурсы.

  3. Неправильный выбор местоположения. Перед тем, как открыть гостиницу, проанализируйте специфику местности. Пятизвездочный дорогой отель в небольшом городе, где нет бизнес-офисов, популярных достопримечательностей и большого потока туристов, вряд ли окупится и будет рентабельным. Лучше построить небольшую гостиницу со всеми удобствами, где смогут останавливаться отдыхающие.

  4. Большое или, наоборот, маленькое количество номеров. Открывая гостиницу, изучите локацию. Отель должен быть удобно расположен: например, в городе-миллионнике — недалеко от аэропорта, вокзала или рядом с туристическим объектом. Выбирая место, стоит также учитывать конкуренцию: много ли отелей поблизости, если ли спрос у туристов. Анализ позволит понять потенциал и предположить, насколько регион востребован и на какое количество гостей должен быть рассчитан ваш отель.

  5. Считать, что, открыв гостиницу, будешь только отдыхать и получать прибыль. Это неправильный подход, который может привести к разочарованию. Работать придется много: все процессы и сервис необходимо контролировать. Чтобы не совершать большого количества ошибок, важно погружаться в процесс. Тогда бизнес «для души» точно будет приносить счастье и деньги.
    Альтернатива — нанять опытных менеджеров, которые будут управлять всеми процессами без вас, смогут сами поддерживать статус и уровень отеля.

  6. Не продумывать концепцию отеля. Детально продуманная концепция гостиницы, которая может помочь привлечь и даже удивить клиента, — один из ключевых факторов, который новички учитывают не всегда. Также отельеры с небольшим опытом часто забывают о дополнительных сервисах, необходимых при открытии гостиницы. Нужно понимать формат, звездность отеля, инфраструктуру, продумать, какие дополнительные услуги получает клиент при заселении. Важно не просто это прописать, а соответствовать данному статусу. Базовый набор в номерах, приветливый персонал, питание — каждую деталь необходимо продумать до открытия гостиницы.

  7. Не изучать нормативно-правовую базу. Перед покупкой территории под отель изучите назначение земли, чтобы в дальнейшем избежать возможных проблем с законодательством. Например, участок может оказаться землей сельхозназначения, где нельзя строить гостиницу. Проведите аудит правоустанавливающих документов и разрешений правового статуса земли вместе с юристами.

  8. Строить гостиницу на собственные деньги. Такой подход несет много рисков для начинающего отельера. В отличие от этого, при проектном финансировании гостиничного бизнеса со стороны банка автоматически проверяется его концепция. Банки тщательно анализируют финансовое состояние заемщика и с помощью экспертов проверяют концепцию на рентабельность. Это поможет обезопасить проект и убедиться в жизнеспособности вашей идеи.

  9. Управлять самостоятельно, без профессионалов. В гостиничном бизнесе важно не относиться к работе слишком поверхностно и постоянно улучшать качество услуг. Человек фактически не может выполнять все роли одновременно: встречать гостей, убирать в номерах, готовить. Это приведет к ошибкам в работе и ухудшению качества обслуживания.

  10. Нанимать родственников и друзей. Большинство таких сотрудников чувствуют безнаказанность и могут не всегда ответственно подходить к работе. Нанимайте профессионалов, которые будут приносить бизнесу прибыль.

По прогнозам экспертов ВЭБ.РФ, к 2030 году в России номерной фонд отелей 3* (на 235 тыс. номеров) вырастет на 32% и достигнет показателя в 451,1 тыс. Количество номеров в низкобюджетных отелях (2* и ниже, включая неклассифицированные), по прогнозам, увеличится до 803,5 тыс. номеров. Это более чем вполовину (на 57%) больше показателей 2021 года.