Открытие Арктики в центре Москвы

02.02.202409:35

Арктика долгое время была территорией-загадкой, которую воображение обывателя населяло фантастическими народами, наделяло удивительными богатствами. Спустя столетия ученые доказали: все это правда — и природа, и люди, и земли до сих пор потрясают воображение. Сомневающихся приглашают взглянуть на Заполярье своими глазами. И для этого даже не придется ехать дальше Садового кольца. 

В конце января парк «Зарядье», Дарвиновский музей и РГХПУ им. С. Г. Строганова при поддержке компании «Норникель» запустили масштабный выставочный проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Он объединил большое количество музеев, которые прислали работы из своих запасников, частных коллекционеров, поделившихся артефактами, ученых, занятых различными исследованиями в Красноярском крае, на Кольском полуострове и в Забайкалье. Художественный проект — это одновременная попытка осмыслить промежуточные результаты «Большой научной экспедиции». В этой программе Сибирского отделения РАН, реализуемой при поддержке «Норникеля», участвует сотня исследователей. Столь масштабная и разноплановая арктическая экспедиция в современной России проводится впервые.

Между тем история арктических научных походов насчитывает около 400 лет. По словам куратора проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции» Кирилла Гаврилина, междисциплинарный кросс-культурный выставочный проект посвящен феномену художника-исследователя, которыми являются и изобретатель Леонардо да Винчи, и геолог Николай Урванцев.

Посетители выставки имеют уникальный шанс познакомиться с исследователями Арктики и с эстетической точки зрения оценить технологические инновации. Художественная часть дополняется обширной просветительской программой, в которой участвуют ученые, художники, критики и историки искусства.

От перформанса до фотограммы

В Заповедном посольстве Зарядья можно увидеть, как современное искусство, влияющее на разные органы чувств, помогает понять далекую Арктику. Дмитрий Платонов, работающий в жанре кинетического искусства, представляет на суд зрителей три работы. Это динамические конструкции из сотен стеклянных колбочек, заполненных подкрашенной водой. Их монотонное движение, сопровождающееся переливанием жидкости, повергает в медитативное состояние. Художник в разговоре с корреспондентом «Компании» отмечает, что вдохновлялся образами вод и льдов Арктики, глубинами человеческой души. А движение сложных конструкций призвано доказать: какие бы силы извне ни влияли на предмет, он возвращается на круги своя. 

Член союза художников Людмила Введенская представила перформанс. Музыка, декорации, живые герои в рукотворных костюмах. По замыслу художницы, это отражение дыхания, которое отталкивает отрицательную энергию и возвращает для многих забытое ощущение чистоты движений и помыслов.

Участница красноярских биеннале Лара Федотова изучает сложные природные процессы с помощью фотограмм. Эта технология позволяет делать своеобразные фотографии без фотоаппарата — изображение получается за счет того, что предметы помещаются на фоточувствительную поверхность, которая затем просто засвечивается. На выставке представлены фотограммы вод Москвы-реки, созданные природным лунным светом, а также водоемов, которые образовались на месте заброшенных производственных объектов. 

Внимание зрителей привлекают и яркие графические работы Марины Поповой, главный герой которых — инновационный материал графен, сфотографированный под микроскопом. Информация, мусорная для ученых, была доработана с помощью цифровых технологий и стала арт-объектом, отсылающим к абстрактным работам авангардистов.


Полярное сияние искусства

Вторая площадка Зарядья, участвующая в проекте, — Старый английский двор (резиденция английской торговой Московской компании и английское посольство XV–XVII веков). Именно здесь заканчивались торговые маршруты, пролегавшие по Белому морю и проходившие через Архангельскую область, которая служила воротами в Арктику более 600 лет.

Архангельск же был стартовой точкой более чем для 200 экспедиций, в том числе первых художественных походов.

«Мы показываем момент, когда художник-рисовальщик из экспедиционного приживалы не просто превратился в ее полноправного участника, но и а возглавил собственные походы, как, например, Александр Алексеевич Борисов. Ученик Шишкина и Куинджи, талантливейший художник, он выступил организатором первой русской художественную высокоширотной экспедиции 1899 года, которая состоялась благодаря спонсорству императора Николая II. В результате он не только сумел показать многоцветие и красоту Арктики, но и предоставил богатый материал для исследователей, в том числе для геологов, гляциологов, этнографов и многих других», — рассказал Иван Катышев, заведующий Музеем художественного освоения Арктики им. А. Борисова.

В Москву из Архангельска привезли 16 оригинальных натурных этюдов Борисова, полотна еще одного северного художника Степана Исакова — его Арктика более романтичная, задумчивая, созерцательная. Также в экспозицию включены работы ненецкого художника Тыко Вылки, который начинал проводником в экспедициях, а потом раскрыл в себе художественный талант.

Искусствоведы подчеркивают, что нужные работы представлены в правильном месте и обрамлены интересными экспонатами. Есть здесь национальная одежда северных народов, которая в свое время вдохновила Малевича и других художников на авангардные поиски. Есть фотопортреты художников-исследователей, вещи из экспедиций и то, что сегодня мы назвали бы сегодня мерчем — сувенирной продукцией, выпущенной по итогам экспедиций. Их продажа позволяла художникам выручить средства для новых походов.


По словам Катышева, сложно понять, где заканчивается художник и начинается человек науки, потому что на самом деле разделение на физиков и лириков искусственно, одно без другого, как полушария мозга, существовать не может.

Аналогичную мысль высказывает Станислав Селезнев, вице-президент по экологии и промышленной безопасности компании «Норникель». Он считает, что если язык академической науки зачастую сложен, то художественный язык понятен многим: через образы идет осмысление Арктики и воспитание более уважительного отношения к этой пока далекой для многих земле.

«Арктика — один из столпов экономического и культурного благосостояния России, и она требует всестороннего изучения и защиты. Мы инициируем научные экспедиции на тех территориях, где работает наша компания, и активно занимаемся поддержкой культурных проектов, музеев и заповедников. Триада — наука, природа и культура — ДНК нашей компании», — отметил Селезнев.

Как в начале XX века экспедиции Седова вызывали большой интерес общественности, так и сегодня основатели проекта ожидают всплеска внимания аудитории. «Север приспособлен для немного рискового туриста. И мы готовы принять больше путешественников: строим инфраструктуру, открываем гостиницы, у нас прекрасная местная кухня. Добро пожаловать на Север!» — говорят устроители выставки.

Отрепетировать собственную арктическую экспедицию, не покидая Москвы, можно: