Отменить понедельники!
Отменить стоит также вторники, среды и четверги. Пятницу, субботу и воскресенье можно пока оставить: по выходным торги все равно не проводятся, а в последний рабочий день недели все расслаблены в преддверии уикенда и не делают резких движений.
А пока очередной понедельник – на прошлой неделе – объявлен «черным». Сначала – для китайского фондового рынка, потом – для азиатских, потом уже и для всех, включая американский, на котором индекс Dow Jones не то что обвалился, а упал в обморок на рекордные 1000 пунктов. По сравнению с началом 2015 г. индекс стал ниже на 2200 пунктов. Все остальные американские индексы показали такую же катастрофическую динамику: NASDAQ потерял более 400 пунктов, S&P 500 – более 100 пунктов. Та же картина на биржах по всему миру. Плюс катящиеся в тартарары нефтяные котировки и гигантские валютные колебания.
Этот сценарий – в разных вариантах – повторяется все чаще. Совсем недавно случился «черный вторник» 2015 г. в России, после того, как наш Центробанк в ночь с 15 на 16 декабря поднял ставку с 10,5% сразу до 17%.
В сентябре 1992 г. «черную среду» пережила Великобритания. Тогда произошло обрушение британского фунта, спровоцированное отчасти политикой британского Центробанка, а отчасти – спекулянтами.
В январе 2015 г. пришел «черный четверг» для евро – по отношению к нему сразу почти на 30% подскочил швейцарский франк, от которого подобного никто не ожидал. Это произошло после того, как Центробанк Швейцарии отменил минимальный порог обменного курса, введенный в 2011 5г., то есть попросту неожиданно отменил потолок обменного курса швейцарского франка к евро, а также снизил учетную ставку с -0,25 до -0,75%.
Если посмотреть, как развивался биржевой крах в США в 1929 г., то окажется, что первые его признаки появились в «черный четверг», а кульминация настала в не менее «черный» понедельник. Тогда в четверг 23 октября в последние часы торгов акции вдруг резко пошли вниз, все занервничали, на следующий день продолжали нервничать и совершали бесполезные движения – объем торгов составил беспрецедентные по тем временам 13 млн акций. Выступая в тот день с обращением к нации, президент Герберт Гувер сказал американцам: «Фундаментальный бизнес в нашей стране покоится на прочной и способствующей процветанию основе». А 28 октября грянул «черный понедельник», когда, рассказывают, никто не услышал колокола, возвещавшего начало торгов, так громко все кричали: «Продавай! Продавай! Продавай!»
Да что там дни – в 1998 г. в нашей стране аблюдался целый «черный» месяц – август.
Кризисы стали разворачиваться один за другим с такой скоростью и регулярностью, что новый приходит еще до того, как мир успевает восстановиться после предыдущего. Мелькающие «черные» дни заставляют прийти к выводу: мировая экономическая система не является ни стабильной, ни сбалансированной, ни управляемой. Опрокинуть или раскачать ее может банкротство какого-то одного банка или административная воля или немочь конкретных политиков и представителей финансовых властей. Раз система нестабильна и чрезвычайно многофакторна, стремится вниз качество экономического анализа и прогнозов. Тот же обвал в Китае в общем предвидели, но не так, не тогда, и все, как обычно, произошло неожиданно. Более того, как показывает опыт, центробанки сегодня могут все, включая ранее немыслимое, то есть действуют непредсказуемо. Поправками к календарю здесь не обойтись.
Еще по теме





