Top.Mail.Ru
архив

Оторвались от масс

Передо мной результаты трех референдумов, состоявшихся недавно в трех европейских странах. Я имею в виду два референдума по Европейской конституции во Франции и Нидерландах и референдум в Италии за отмену нескольких ключевых статей закона, касающегося проблем искусственного оплодотворения и суррогатного материнства.

Прежде всего, они выявили глубокую и серьезную отчужденность между политической правящей элитой и гражданами трех стран, находящихся в самом сердце современной Европы и представляющих значительную ее часть.

Во Франции все крупнейшие газеты неустанно вели пропаганду за одобрение европейской конституции. Все основные политические партии, как проправительственные, так и оппозиционные, выступили за одобрение Евроконституции. Но, как мы знаем, французы проголосовали против.

В Голландии также все основные политические партии были «за», и в этом их поддерживали все средства массовой информации. Но, как и во Франции, подавляющим большинством голосов голландцы сказали «нет» Евроконституции.

Что это означает? Мне кажется, что просто-напросто представления рядовых граждан о будущем Европы (не думаю, что простые французы и голландцы голосовали против конституции, потому что тщательно проштудировали несколько сотен страниц текста) заметно отличается от представлений политических элит и их поддерживающих средств массовой информации. Политические элиты двух стран расходятся со своим электоратом, то есть, выходит, что они не в состоянии выражать волю своих избирателей. А поскольку избиратели в странах с представительской демократией являются главным источником власти, следует, что политические элиты превышают свои полномочия.

Если быть более точным, то очевидно, что преобладающее большинство старой Европы не хочет жить по американским стандартам, в то время как правящая элита решительно выступает за неолиберализм по-американски, за дерегулирование экономики и сокращение социальных гарантий.

Вернемся к референдуму в Италии. Референдум, на котором избирателям предлагалось на четырех бюллетенях поставить четыре раза «да» или четыре раза «нет», не собрал даже кворума в 50%. И, естественно, по Закону о референдуме в Италии его результаты признаны недействительными. Обратим внимание на тот факт, что все партии левого крыла призывали людей принять участие в референдуме и проголосовать за изменения в законе. С такими же обращениями к избирателям обратились и некоторые лидеры проправительственных партий. А вот Ватикан, Берлускони и поддерживающие его политические лидеры сделали ставку на отказ от участия в голосовании. И в результате победили с большим преимуществом. А ведь совсем недавно оппозиционные партии одержали победу на выборах, получив 52% голосов избирателей.

Что бы это значило? В свете результатов референдума и предшествовавших ему выборов получается, что большинство итальянцев не только не доверяет Берлускони и его правительству, но и разуверилось в левых и оппозиционных партиях. На выборах за них проголосовали по принципу «за неимением лучшего». А на референдуме подавляющее большинство проигнорировало призывы партий, за которые недавно отдало свои голоса.

Вот вам еще одно доказательство «отслоения» народа от политических партий, разрыва между демократическими институтами и самими избирателями. Кажется, что это уже становится тенденцией и сигнализирует о нарастающем кризисе западной демократии. А исторический опыт на сей счет подсказывает нам, что, если не искать пути выхода из сложившейся ситуации, то дело дойдет до авторитарного режима.

Еще по теме